|
|
N°146, 17 августа 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Экономика в зеленом коридоре
Президент потребовал превратить Таможенный союз в инструмент помощи бизнесу
Вчера в Сочи Дмитрий Медведев провел совещание по вопросам инвестиционного климата в России. «Наша задача заключается в том, чтобы оперативно реагировать на запросы, формируемые рынком, формируемые инвесторами на рынке», -- сказал г-н Медведев, потребовав использовать Таможенный союз как дополнительный инструмент улучшения инвестиционного климата и облегчения работы бизнеса в стране.
Президент напомнил, что почти полтора месяца назад вступил в силу договор о Таможенном кодексе Таможенного союза, положив начало новому этапу в процессе экономической интеграции России, Белоруссии и Казахстана. В то же время г-н Медведев подчеркнул, что создание «инструментов и межгосударственных механизмов не является самоцелью». «Это лишь средства. Эти механизмы, эти инструменты должны в конечном счете содействовать формированию благоприятных условий для ведения бизнеса», -- пояснил он.
По словам президента, уже сегодня интерес к Таможенному союзу со стороны инвесторов из третьих стран достаточно высок, но при этом издержки, связанные с пересечением таможенной границы, подчас носят «непредсказуемый характер и приводят к отказу от размещения в России новых производств». Чтобы такого не происходило, следует, создавая нормативную базу Таможенного союза, руководствоваться общепринятыми правилами международной торговли. Очевидно, что иностранные экономические операторы будут стремиться туда, где таможенные процедуры максимально просты и понятны. «В случае изменения маршрутов товаропотоков, а это возможно в такой ситуации, за ними, естественно, тянется цепочка логистического бизнеса, а затем подстраивается и производство», -- заявил г-н Медведев.
Соответственно нормативная база Таможенного союза не должна воссоздавать барьеры, действовавшие в России, Казахстане и Белоруссии. Причем при принятии связанных с этим вопросом решений следует учитывать мнение деловых кругов. «Это касается, кстати, и проекта закона о таможенном регулировании в Российской Федерации, -- отметил глава государства. -- К сожалению, раньше осени его уже по понятным причинам принять не получится. Но как минимум один положительный момент в этом есть. Нам дано дополнительное время, которое необходимо рациональным образом использовать -- одновременно с принятием базового закона должен быть принят необходимый пакет нормативных актов правительства».
Г-н Медведев обозначил задачи, которые следует решить до принятия закона: «Необходимо максимально сократить нормы непрямого действия в законе и общее бремя таможенной нагрузки на участников внешнеэкономической деятельности. Во-вторых, мы должны обеспечить зеленый коридор для экспорта-импорта высокотехнологичных товаров. В-третьих, создать условия и механизмы для эффективного взаимодействия таможенных органов и самих участников торгового оборота. В-четвертых, обеспечить анализ влияния таможни, других контрольных органов на увеличение торгового оборота и повышение деловой активности».
В свою очередь министр экономического развития Эльвира Набиуллина сообщила, что закон о таможенном регулировании может вступить в силу 1 октября этого года. Она напомнила, что документ уже прошел в Госдуме первое чтение.
Говоря о проблемах, связанных с созданием Таможенного союза, министр заметила, что необходим мониторинг правоприменения. «Сейчас ведомственными таможенными службами организована горячая линия, на которую поступает оперативная информация о том, как действуют новые правила», -- сказала г-жа Набиуллина. По ее словам, эта практика уже сейчас позволила выявить некоторые узкие места.
Другой проблемой, на которую обратила внимание г-жа Набиуллина, являются позиции, занимаемые Россией в международных рейтингах таможенного администрирования. По этим показателям она проигрывает и Белоруссии, и Казахстану. Обобщая данные нескольких таких перечней, составленных по итогам 2009 года, глава Минэкономразвития сообщила, что по простоте таможенных процедур Россия, по различным оценкам, находится на 115-м месте из 155 стран, на 140-м месте из 183 и на 130-м месте из 133 стран. «Не самые почетные места. Мы всегда критично относимся к подобным рейтингам, потому что все они условны, но обращает внимание то, что по большинству этих рейтингов наши партнеры по Таможенному союзу стоят лучше», -- прокомментировал эти данные президент.
Г-жа Набиуллина также привела результаты опроса, посвященного восприятию инвесторами сложностей процедур таможенного администрирования. «Мы единственная страна, где в 2009 году ухудшилась ситуация, в остальных странах шло улучшение», -- сказала она. Кроме того, проведенное Всемирным банком исследование показало, что из 15 рассмотренных в нем стран «Россия имеет самую низкую оценку таможенного администрирования». «При этом Казахстан, который был хуже нас, в 2009 году стал лучше», -- сказала министр, добавив, что опрос проводился среди тысячи международных компаний, работающих в разных странах.
«Что касается такого параметра, как частота физического досмотра груза, по данным респондентов, у нас ему подвергается около 44% груза, при этом около 10% досматривается более одного раза», -- сообщила г-жа Набиуллина. Для сравнения: в США досматривается лишь 3% груза, в Германии -- также 3%, а в Великобритании -- 2%. Вдобавок в России требуется значительно больше документов для оформления грузов, а прохождение «таможенной чистки» отнимает больше времени. «Для экспорта среднее количество документов, которое требуется в России, -- восемь, для импорта -- 13. По другим странам в среднем для экспорта -- четыре документа, для импорта -- шесть», -- сказала министр.
Артем КОБЗЕВ