|
|
N°146, 14 августа 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Слишком много бриллиантов
У De Beers выросли продажи, но сократилась прибыль
Мировой рынок бриллиантов, похоже, восстанавливается после кризиса, связанного с терактами в Америке. Об этом свидетельствует распространенный на днях отчет транснациональной корпорации De Beers Societe Anonyme (De Beers S.A., бывшая De Beers и DB Investments) о деятельности в первом полугодии. Компания продала алмазов на 2,842 млрд долл., что на 8,5% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Вместе с тем розничные продажи бриллиантов, по данным экспертов De Beers, «сохранились на прежнем уровне». После атаки на Мировой торговый центр в сентябре прошлого года в Нью-Йорке De Beers была вынуждена снизить цену реализации необработанных алмазов. Поэтому чистая прибыль сократилась c 744 млн долл. в первом полугодии прошлого года до 308 млн долл. в первом полугодии нынешнего. Впрочем, лидер мирового алмазно-бриллиантового рынка все же сохраняет надежды на благоприятные показатели по итогам года.
Причиной падения прибыли генеральный директор представительства De Beers в России Рэймонд Кларк считает тот факт, что после теракта 11 сентября были снижены закупочные цены на алмазы, которые реализует российская алмазодобывающая компания АЛРОСА. «В июне этого года они были увеличены, -- продолжает он, -- и теперь вышли на прежний уровень». Вице-президент АЛРОСА Юрий Дуденков подтвердил этот факт газете «Время новостей». Однако по его мнению, в падении прибыли De Beers нет ничего особенного: «За период стагнации мирового бриллиантового рынка -- спад продаж после миллениума -- у огранщиков скопилось слишком много драгоценного товара».
«Настроения после известных событий в Нью-Йорке были весьма пессимистичные», -- говорит г-н Кларк. Тем приятнее оказались результаты полугодовых продаж алмазов. Их рост он объясняет тем, что компания максимально учла пожелания своих клиентов и провела реструктуризацию стоков (запасов), выставленных на продажу по «сбалансированным ценам».
Огорчили диамантеров продажи бриллиантов. «Мы надеялись на рост в 2--3%», -- сказал г-н Кларк. -- Но они сохранились на прежнем уровне». Обеспокоенность коллег разделяет и г-н Дуденков из АЛРОСА. По его словам, традиционное отставание цен на бриллианты от цен на алмазы затянулось, и «это настораживает».
О перспективах сейчас судить сложно. Г-н Дуденков думает, что ситуацию будет определять соотношение запасов мировых гранильных центров, спроса на бриллианты и ценовой политики De Beers. По мнению г-на Кларка, объем продаж во второй половине года традиционно будет ниже, чем в первой. Озабоченность внушает неустойчивое положение на рынке ценных бумаг в Америке, на которую приходится не менее половины годовых продаж бриллиантов. Косвенным подтверждением того, что мировой рынок восстанавливается, является намерение корпорации открыть в декабре в Лондоне первый ювелирный магазин, который будет торговать в розницу изделиями с торговой маркой De Beers.
Объем продаж необработанных алмазов корпорацией De Beers в 2001 году уменьшился по сравнению с 2000 годом на 21,5% и составил 4,454 млрд долларов, а объем продаж бриллиантов сократился до 5,506 млрд долл. (в 2000-м -- 6,771 млрд долл.). Чистая прибыль De Beers в 2001 году упала более чем вдвое -- до 650 млн долл. (в 2000-м -- 1,332 млрд долл.).
Владислав ДОЛГОВ