|
|
N°144, 13 августа 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Не все включено
Турецкие отели готовы отказаться от all inclusive
Турецким отельерам становится все труднее и труднее обеспечивать работу системы «все включено», не повышая стоимость проживания в отелях. Первыми о начале отмены all inclusive решились объявить представители известной сети пятизвездочных отелей Rixos: с 1 мая 2011 года эта система будет ликвидирована в Rixos Premium Bodrum как убыточная. Эта инициатива уже получила поддержку на уровне администрации курортных зон Турции. Так, мэр Антальи Мустафа Акайдын заявил, что система «все включено» -- обоюдоострая бритва, которая, «привлекая множество туристов, сильно бьет по частным предпринимателям». По его словам, владельцам пятизвездочных отелей становится все сложнее поддерживать должный уровень сервиса, оставляя цены на прежнем уровне.
О том, что при возможности неограниченного доступа к напиткам и еде туристы съедают и выпивают значительно больше биологической нормы и всех расчетных значений, работники гостиничного бизнеса говорят давно. Но за пределами бизнес-семинаров и гостиничных школ эти наблюдения до последнего времени никакого практического применения не имели. Всегда считалось, что в Турцию туристы едут именно за all inclusive и возможностью пожить в "пяти звездах", ни в чем себе не отказывая. В других странах такой уровень сервиса в сочетании с пакетом услуг стоит значительно дороже.
Столкнувшись с серьезными экономическими трудностями, турецкие предприниматели встали перед выбором: либо поднять цены, либо снизить уровень сервиса, либо отказаться от «все включено». И выбрали, надо отдать им должное, самый прозрачный вариант -- последний. Представители туристического бизнеса считают, что опыт Rixos будет началом массового отказа от привлекательной для туристов, но разорительной для предпринимателей системы. Стоит отметить, что власти и предприниматели Антальи уже заявили, что будут с интересом наблюдать за результатами бодрумского эксперимента, и если он даст положительный результат, последуют ему.
По данным федерации отельеров Турции, all inclusive предлагают порядка 80% гостиниц страны -- более широко эта система обслуживания распространена разве что на Карибах. Сервис на базе завтраков или полупансиона сохраняется в ряде городских отелей Антальи и Аланьи, а также на побережье Эгейского моря. На средиземноморских же курортах объекты размещения, не практикующие «все включено», большая редкость.
Конечно, речь идет пока только о действительно высококлассных сетевых пятизвездочных отелях. Несетевые четырех- и трехзвездочные гостиницы вряд ли последуют за ними, поскольку их доход сильно зависит от «прикормленных» all inclusive туристов, сообщает РИА Новости. Кроме сформировавшейся привычки туриста платить за все один раз встает вопрос отсутствия в Турции необходимой инфраструктуры для обслуживания туристов. Если в Испании, Италии и Греции есть множество мелких и крупных городов с ресторанами, кафе, магазинчиками, термальными комплексами и салонами красоты, где туристов привыкли обслуживать по высшему разряду и мало-мальски объясняются на четырех-пяти языках, то в Турции ничего подобного нет. Редкие рестораны, куда привозят туристов, не смогут постоянно обслуживать огромное количество отдыхающих из отелей-гигантов.
Следовательно, в первые годы такого перехода Турция рискует потерять множество иностранных отдыхающих. А туристам придется дополнительно оплачивать те услуги, которые раньше доставались бесплатно, ведь поначалу конкуренции у внутриотельных ресторанов, кафе, спа-комплексов все равно не будет.
Петр ГОРДЕЕВ