Время новостей
     N°143, 12 августа 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  12.08.2010
Операция "Потоп"
Начались работы по обводнению торфяников
Министерство по чрезвычайным ситуациям объявило о начале операции по затоплению горящих торфяников, дым которых терроризировал столицу. Вчера работы уже велись в Егорьевском и Коломенском районах Подмосковья, а также в Рязанской области. В Шатурском районе обводнение будет проводиться с сегодняшнего дня. По мнению экспертов, затопление торфяных болот, возможно, и позволит потушить существующие очаги возгорания, но угроза пожаров в будущем может остаться. К тому же не совсем понятен экологический эффект от такого масштабного влияния на окружающую среду.

По данным на 11 августа, на территории только Московской области было зарегистрировано 16 пожаров более чем на 6 тыс. га. На состоявшемся вчера совещании с участием главы МЧС Сергея Шойгу, губернатора Московской области Бориса Громова и полпреда в Центральном федеральном округе Георгия Полтавченко было объявлено о решении немедленно начать работы по обводнению торфяников. На эти цели федеральное правительство выделило властям Подмосковья 300 млн руб. Напомним, что еще 3 августа премьер-министр Владимир Путин поручил главе Московской области совместно с заинтересованными ведомствами разработать и представить в правительство предложения по обводнению осушенных торфяных болот.

Для работ по затоплению торфяников из «Мособлпожспаса» (Московской областной противопожарно-спасательной службы) будет выделено специальное подразделение в количестве примерно 600 человек.

По словам начальника управления информации МЧС Ирины Андриановой, в Егорьевском и Коломенском районах Московской области затопление уже началось. Для этих целей на наиболее проблемные участки был проведен трубопровод из Оки общей протяженностью 35 км. По словам г-жи Андриановой, в Шатурском районе проблема заключается в том, что такого серьезного источника воды, как Ока, в окрестностях нет. В районе Шатуры для борьбы с пожарами используются две мощные установки орошения почвы, сообщила г-жа Андрианова. В операции, проводимой МЧС, также задействовано 40 специальных стволов, способных тушить торфяники на глубине.

Между тем эксперты неоднозначно относятся к идее экстренного затопления горящих торфяников.

«В общем и целом такие меры могут быть эффективными», -- прокомментировал в беседе с корреспондентом «Времени новостей» действия МЧС руководитель дружины охраны природы МГУ, координатор организации «Добровольные лесные пожарные» по Подмосковью Артем Зименко. При этом эколог отмечает, что торфяники осушены достаточно давно и не сразу смогут стать теми болотами, которыми они когда-то были, следовательно, серьезного снижения пожароопасности в ближайшее время ожидать не стоит.

Кроме того, по мнению г-на Зименко, экстренное обводнение торфяников может повлечь за собой долгосрочные неблагоприятные последствия. «На месте бывших торфяных болот к сегодняшнему моменту вырос лес, т.е. там достаточно сухо. Однако в случае быстрого и непродуманного обводнения этот лес может высохнуть -- поднимется уровень воды, деревья не смогут расти, -- поясняет эколог. -- Территория хотя и обводненная, но в засушливые годы будет высыхать, и мертвый сухостойный лес будет представлять большую опасность с точки зрения возникновения пожаров».

Как полагают специалисты факультета почвоведения Московского госуниверситета, единственным по-настоящему действенным методом тушения «долгоиграющих» торфяных пожаров является регулирование водного режима осушенных почв путем поднятия грунтовых вод. Просто заливать пожары торфяников крайне сложно.

В свою очередь заведующий кафедрой технологии и комплексной механизации разработки торфяных месторождений Тверского государственного технического университета (ТГТУ) доктор технических наук Олег Мисников в интервью корреспонденту «Времени новостей» подчеркивает, что превращение осушенных торфяников вновь в болото должно было вестись столь же длительно, как и программа осушения и мелиорации этих земель.

«Целенаправленное осушение торфяных болот было начато еще в 30-е годы прошлого века», -- напомнил г-н Мисников. В период индустриализации и Великой Отечественной войны торф широко использовался как энергоноситель, в том числе на крупных предприятиях, включая Уралмашзавод. Однако с освоением западносибирских газовых месторождений от широкого использования «болотного топлива» постепенно начали отказываться. Даже Шатурская ГРЭС-5, ради нужд которой еще с конца 20-х годов в окрестностях велись торфоразработки, была переведена на природный газ. Тем не менее, отмечает Олег Мисников, и в 70-е годы велась серьезная добыча торфа, а также проводилось осушение торфяников для перевода земель под сельскохозяйственные нужды. Тогда, подчеркивает эксперт, технологический процесс торфоразработок был организован на должном уровне, серьезное внимание уделялось вопросам безопасности, в том числе предотвращению возгорания торфяников. «Пожары возникали, но редко и из-за халатности», -- замечает Мисников.

Не надо забывать, напоминает эксперт, что за прошедшие годы многие разработки были заброшены. «Водный режим на этих бесхозных участках был нарушен, капиллярная кайма грунтовых вод оказалась на достаточно большой глубине, что привело к пересыханию грунта», -- поясняет Олег Мисников. Ученый вновь подчеркивает: главную проблему представляет не природный, а человеческий фактор. Во-первых, должного мониторинга состояния брошенных разработок не проводилось, и во-вторых, нельзя сбрасывать со счетов безответственность, приводящую к лесным пожарам (причиной которых очень часто становится брошенный окурок или непотушенный костер). «Самовозгорание торфа, с которым якобы бесполезно бороться, -- это миф, -- подчеркивает Мисников. -- Например, в Финляндии торфоразработки ведутся в куда больших, нежели в России, масштабах, и точно так же, как в России, месторождения забрасываются, однако лесоторфяные пожары, подобные нашим, в этой стране не возникают. Потому что ситуация на торфяных участках там находится под контролем».

Наш собеседник заметил, что он не берется прогнозировать, насколько эффективными окажутся нынешние усилия МЧС по скоростному обводнению торфяников, особенно учитывая, что в засушливое лето вода не самый доступный ресурс. «Для того чтобы вынести суждение об этих действиях, необходимо располагать документацией по такому обводнению. Единственное, что можно сказать: к нашим специалистам, единственным в своем роде в России, за консультацией не обращались, хотя у нас есть специалисты и по торфоразработкам, и по мелиорации, -- отмечает завкафедрой технологии и комплексной механизации разработки торфяных месторождений ТГТУ. -- Могу лишь добавить, что, как обычно, у нас все проблемы решаются в авральном порядке, и ситуация с заболачиванием брошенных торфоразработок, которую разрешают в буквальном смысле слова в пожарном режиме, не исключение». Ученый напоминает: разговоры о необходимости регулирования водного режима в том же Шатурском районе велись и в 2002 году, когда тоже (хотя и в меньшем объеме) горели торфяники.

«Отдавая должное усилиям МЧС, тем не менее нельзя не отметить, что государство стало принимать какие-то меры, когда стало совсем плохо -- стали гибнуть люди, гореть деревни, и замалчивать проблемы стало невозможно», -- отмечает эколог Артем Зименко. Он напоминает: в 2002 году губернатор Борис Громов клятвенно обещал затопить торфяники, но этого сделано не было. «Зато за эти годы практически все службы, которые имеют какое-либо отношение к предупреждению лесных пожаров, были либо ликвидированы, либо низведены до состояния, в котором они практически не могут работать», -- подчеркивает г-н Зименко.

Михаил МОШКИН
//  читайте тему  //  Пожары в России