|
|
N°146, 14 августа 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Чего изволите?
Путин хочет понять, о каком союзе говорит Лукашенко
Президент Белоруссии Александр Лукашенко вчера не смог прибыть в Москву, как планировалось ранее. Это объясняется его «жестким графиком», пояснили в Минске, и однодневный визит белорусского лидера начнется сегодня утром и закончится вечером. Столь деловитый стиль г-на Лукашенко, видимо, должен демонстрировать его стремление «сохранить лицо» после драматического срыва в российско-белорусских отношениях, произошедшего в результате резкой отповеди Владимира Путина, данной им в июне своему белорусскому коллеге. Это случилось после многочасового и, видимо, многотрудного общения двух президентов в Санкт-Петербурге, где им не удалось договориться о том, на что будет похож Союз России и Белоруссии -- на Советский Союз или на союз суверенных государств. «Нужно, чтобы наши партнеры поняли для себя, чего они хотят», -- не скрывая эмоций, заявил тогда Владимир Путин. Эти слова российского лидера повергли белорусскую элиту в подобие шока, а главный «интегратор» в Минске, замглавы президентской администрации Леонид Козик был отправлен в отставку и «брошен» на укрепление белорусских профсоюзов.
Сегодня Путин и Лукашенко встретятся впервые после июньского «момента истины», и разговор их будет нелегким, хотя главный результат можно предсказать заранее: строительство российско-белорусского союза продолжится и альтернативы сближению двух братских народов нет. И в Москве, и в Минске говорят о подготовке Конституционного акта Союзного государства как об одной из важнейших тем сегодняшних переговоров в Кремле. От г-на Лукашенко, по всей вероятности, надеются здесь узнать, «понял» ли белорусский партнер, «чего он хочет», какого суверенитета и «права вето» на решения, принимаемые внутри союза. Не исключено также, что российский лидер рискнет поинтересоваться у коллеги, насколько синхронно с Россией идут процессы демократизации в Белоруссии. В понедельник заместитель госсекретаря США Стивен Пайфер сообщил, что эти проблемы неоднократно обсуждались президентами России и США и «есть надежда, что Россия сможет использовать свое влияние в Белоруссии».
Однако наиболее существенной частью сегодняшнего диалога президентов, по всей видимости, станет экономическая проблематика. В Москве с трудом скрывают раздражение по поводу того, что Минск почти ничего не делает, чтобы пройти свою часть дороги по пути сближения экономик. «В ответ на настойчивые просьбы белорусов мы с 1 июля понизили цены на поставляемый им российский газ до уровня 5-го пояса России, по которому он идет в Смоленск, -- рассказывает информированный источник газеты «Время новостей» в Белом доме. -- Мы сравняли железнодорожные тарифы на поставки в Белоруссию с внутренними российскими, а Минск до сих пор не определился, как он будет с нами сотрудничать, к примеру, в газовой сфере».
В Москве надеялись, что рядовые белорусы сразу почувствуют преимущества жизни в союзном с Россией государстве, когда обнаружат, что цены на газ для них существенно упали, но этого не произошло. Тарифы на газ в Белоруссии были понижены только для ряда предприятий, и в Москве хотели бы знать, куда уходит прибыль от продажи газа остальным потребителям. Тем более что признаваемый Минском белорусский долг за российский газ за последнее время вырос до 280 млн долларов.
Кроме того, Москву продолжает беспокоить агрессивное отношение официального Минска к российским компаниям, работающим в Белоруссии. Последним примером этому стала история с попытками «приватизировать» там часть проходящей через белорусскую территорию трубы, принадлежащей российскому «Транснефтепродукту», по которой в Европу экспортируется дизель и мазут. По мнению Москвы, Минск противоправно претендует на эту собственность вопреки соглашениям 10-летней давности, согласно которым бывшие советские республики имели право на часть собственности, принадлежащей СССР, но не собственность, закрепленную за бывшей РСФСР, а именно ей принадлежал «Транснефтепродукт».
Свои претензии к России собирается изложить в Кремле и Александр Лукашенко. Среди них недовольство таможенным досмотром белорусских товаров, которому подвергают их на российской границе наряду с товарами из других стран, падение экспорта белорусских тракторов в Россию. А если Владимир Путин в ответ спросит, а зачем же вы, Александр Григорьевич, закрыли радиовещание «Маяка» и «Юности» и сократили телевещание РТР и НТВ (это произошло вчера), то г-н Лукашенко ответит: «Это без моего ведома сделали». Пока это единственно известная точная позиция президента Белоруссии на сегодняшних переговорах. Она уже была озвучена вчера в Минске.
Наталья ВИКТОРОВА, Минск, Аркадий ДУБНОВ