|
|
N°141, 10 августа 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Приедет ли Обама в Хиросиму?
Американский посол удивил японцев и разочаровал соотечественников
Скорбная церемония поминовения жертв атомных бомбардировок Японии переместилась вчера из Хиросимы, где трагедия случилась на три дня раньше, в город Нагасаки. На него американцы 9 августа 1945 года сбросили экспериментальную плутониевую бомбу «Толстяк». Эксперимент удался -- город с десятками тысяч жителей был уничтожен одним ударом. Тогда об ответственности за содеянное речи не шло, ведь «победителей не судят». Однако с годами вопрос о «цене победы» встал, ибо даже высокопоставленные американские чины признали, что военной необходимости в применении атомных бомб не было.
Вспоминается, как перед визитом в Японию в ноябре 1993 года тогдашний российский президент Борис Ельцин, говоря о намерении «покаяться» за содержание на территории СССР японских военнопленных из состава разгромленной в 1945 году советскими войсками Квантунской армии, изрек: «Сибирские лагеря японцы переживают почти так же, как трагедию Хиросимы. Американцы давно принесли извинения японцам. Однако мы этого не сделали». Подобное заявление свидетельствует об исторической безграмотности консультировавших президента советников из вновь образованного МИД России. Произнося подобное, Ельцин, конечно, не ведал о своем заблуждении: правительство США никогда не извинялось перед Японией за варварское истребление сотен тысяч жителей Хиросимы и Нагасаки. Напомним, что в Хиросиме погибло более 140 тыс. человек, а в Нагасаки -- около 80 тысяч.
Проблема извинений выдвинулась сегодня на первый план в связи с небывалым ранее событием: впервые за 65 лет на церемонии памяти погибших в атомном пожаре в Хиросиме присутствовал не только генсек ООН, но и посол США в Японии Джон Рус. Его участие в церемонии было санкционировано госдепом США да и, видимо, лично президентом Бараком Обамой. В Японии и в мире в целом этот неординарный дипломатический шаг был воспринят как подтверждение намерения американского президента продолжать двигаться навстречу достижению объявленной им при вступлении в должность цели: ликвидировать на нашей планете ядерное оружие. К этому его обязывает и присуждение Нобелевской премии мира, которое многие восприняли как аванс и поощрение к активной деятельности на этом поприще.
Немаловажное значение имеет и то, что, направив посла в Хиросиму, администрация США пытается понизить градус выступлений японцев против затянувшегося на 65 лет присутствия на их земле многочисленных военных баз США. Особенно сильны настроения протеста на местах. Выступая на церемонии поминовения жертв атомной бомбардировки, мэр Хиросимы Тадатоси Акиба призвал Японию выйти из-под американского «ядерного зонтика». Во время этой речи присутствовали японский премьер-министр Наото Кан и члены его кабинета, а также представители 74 государств.
В США предпринятый администрацией демократов жест вызвал неоднозначную реакцию. Многие американцы сочли присутствие посла в Хиросиме проявлением «молчаливого извинения» за атомные удары по японским городам. О своем несогласии с направлением посла на церемонию заявил в интервью сын бригадного генерала (в августе 1945 года полковника) Пола Тиббетса, командира экипажа бомбардировщика «Энола Гэй», сбросившего атомную бомбу на Хиросиму. Можно полагать, что он отражает мнение 60% опрошенных, которые уверены в том, что применение атомного оружия против Японии «было оправдано». Госдепу пришлось разъяснять, что об извинениях речи не идет, а посол «лишь выразил уважение всем жертвам второй мировой войны».
Не сожалеет о содеянном и штурман бомбардировщика «Энола Гэй» Теодор Ван Кирк, единственный из 11 членов экипажа оставшийся на сегодня в живых. В интервью одной из западных газет он только что повторил слова своего командира о том, что «в тех же обстоятельствах сделал бы это снова». Обоснование прежнее: атомная бомбардировка «была необходима» для спасения жизни сотен тысяч американских парней. Есть и такие американцы, которые считают сброшенные атомные бомбы «реваншем» за японское коварное нападение на Перл-Харбор в 1941 году и развязанную войну.
Все это не может не учитывать президент Барак Обама. Однако обозреватели японских СМИ уже пишут о том, что американский лидер может и сам посетить Хиросиму. Например, во время своего визита в Японию, когда он должен побывать на саммите стран Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества. В этом году он пройдет в японском городе Иокогама. Зная, как щепетильны японцы к различным формам протокола, в частности к «дипломатическим извинениям», можно предположить, что американцам придется поломать голову, как организовать визит в Хиросиму, не вызывая критики как со стороны японцев, так и американцев.
Анатолий КОШКИН, доктор исторических наук