Время новостей
     N°141, 10 августа 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  10.08.2010
Не рубите с плеча
Экологи из Химок написали письмо Дмитрию Медведеву
После тщетных попыток повлиять на дорожных чиновников и подрядные организации, отвечающие за строительство платной магистрали Москва--Санкт-Петербург, экологи из Химок решили напрямую обратиться к главе государства. Вчера лидер Движения в защиту Химкинского леса Евгения Чирикова объявила о намерении «зеленых» направить Дмитрию Медведеву обращение с требованием повлиять на проект будущей дороги и направить трассу в обход Химкинского леса, который экологи с переменным успехом защищают уже три недели. Судя по долгому и безрезультатному общению с чиновниками и заинтересованными в строительстве коммерческими структурами, обращение к президенту, который пока не вмешивался в ожесточенную борьбу экологов и властей, -- последний шанс лесозащитников изменить нынешний проект магистрали.

«Мы, нижеподписавшиеся, требуем пересмотра варианта выбора трассы платной автомагистрали Москва--Санкт-Петербург на участке 15--58-й км с целью минимизации ущерба экосистеме Химкинского лесопарка», -- говорится в письме экологов. Активисты Движения в защиту Химкинского леса подчеркивают, что нынешний проект трассы не единственный и дорогу совсем не обязательно пускать через лесопарковую зону. «В исходном акте выбора земельного участка под трассу упоминалось два варианта прокладки дороги помимо варианта, реализуемого ныне. Оба варианта затрагивали территорию лесопарка, но наносили ей существенно меньший ущерб, поскольку пересечение лесного массива выполнялось по кратчайшему пути», -- пишут лесозащитники. Однако щадящие экологию «варианты были отвергнуты без проведения развернутого технико-экономического анализа» и «под сомнительными предлогами».

Напомним, что решение о строительстве платной альтернативы Ленинградскому шоссе было принято в 2004 году. Новая дорога была призвана разгрузить северо-западное направление Москвы и области, которое перестало справляться с огромным потоком транспорта, и провести еще один маршрут к постоянно расширяющемуся в последние годы международному аэропорту Шереметьево. Контракт на строительство дороги получила французская фирма Vinci Concessions. В 2006 году был подготовлен проект будущей магистрали, согласно которому трасса должна рассечь надвое Химкинский лес. В течение последних лет лесозащитникам так и не удалось договориться с дорожными властями и подрядчиками, начавшими 15 июля 2010 года вырубку деревьев. Многочисленные предложения по выбору альтернативного варианта прокладки дороги, поступающие от «зеленых», чиновники и бизнесмены игнорировали.

В своем письме лесозащитники, опираясь на оценки независимых экспертов в области дорожного строительства (в частности, научного руководителя НИИ транспорта Михаила Блинкина), напоминают, что существует вариант прокладки трассы, практически не затрагивающий Химкинский лес. Этот вариант, утверждают «зеленые», базируется на анализе планов продолжения новой трассы Москва--Санкт-Петербург на территории столицы в рамках проекта «Северная рокада» и предполагает строительство трассы вдоль Октябрьской железной дороги. «Это позволяет прокладывать дорогу практически по прямой в условиях плотной городской застройки, не прибегая к вырубке лесопарков и зеленых зон, а также массовому переселению жителей», -- утверждают «зеленые». В случае прокладки магистрали вдоль железнодорожных путей, рассуждают лесозащитники, новая трасса после прохождения через канал им. Москвы затронет лишь «небольшую промзону на правом берегу канала», «территорию рынка» и «автомобильный мост через Октябрьскую железную дорогу». Ни один из перечисленных объектов не имеет ценности, сопоставимой с ценностью Химкинского лесопарка, считают экологи, тем более что вариант прокладки магистрали, по их мнению, имеет еще и экономическую целесообразность, поскольку тогда дорога станет на 10 км короче и, следовательно, дешевле.

Что же касается утвержденного проекта, против которого протестуют экологи, то он, по словам защитников Химкинского леса, не соответствует изначальным планам сделать дорогу, дублирующую старую Ленинградку, скоростным шоссе. И помешает этому в первую очередь масштабная застройка прилегающих к трассе территорий «объектами коммерческой недвижимости».

«Такие планы содержатся как в известном постановлении (губернатора Московской области. -- Ред.) Б.В. Громова №358/16 (ныне отмененном), так и в схеме территориального планирования Московской области от 11 июля 2007 года (ныне действующей)», -- сообщают президенту лесозащитники.

«В сложившейся ситуации мы требуем пересмотра решения о выборе трассы автомагистрали Москва--С.-Петербург через Химкинский лесопарк и немедленной остановки всех работ, связанных с реализацией этого варианта прокладки трассы. Мы требуем детального изучения альтернативных вариантов прокладки дороги, и в первую очередь варианта прокладки вдоль Октябрьской железной дороги. Изучение должно быть реализовано силами независимой и компетентной экспертной комиссии, желательно с привлечением видных зарубежных экспертов. По окончании изучения должно быть проведено открытое общественное обсуждение окончательного выбора варианта прокладки трассы», -- заключают экологи.

На момент написания этой заметки под обращением, которое опубликовано на сайте лесозащитников echo.ru, подписалось 226 человек, но лидер Движения в защиту Химкинского леса Евгения Чирикова уверена, что подписантов будет гораздо больше. «Я рассчитываю на то, что подписей будет несколько тысяч, особенно учитывая тот факт, что в Химках сейчас наблюдается настоящая экологическая катастрофа», -- отметила она в беседе с корреспондентом «Времени новостей». По ее мнению, президенту пора вмешаться в накалившуюся ситуацию вокруг леса. «Я рассчитываю, что он ответит», -- надеется лесозащитница.

Вячеслав КОЗЛОВ