|
|
N°141, 10 августа 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Охота и собирательство
«Коллекционер» на московских экранах
Аркин (Джош Стюарт), в принципе симпатичный, но явно неудачливый молодой человек, занимается ремонтом в загородном доме семейства Чейз. За проделанную работу он получает какие-никакие деньги, но их явно недостаточно, чтобы оплатить долги бывшей жены Лизы (Даниэлла Алонсо). После очередного скандала с экс-супругой как раз и выясняется, что на самом деле Аркин «не просто плотник», но и взломщик сейфов экстра-класса, который собирается в ближайший же вечер проникнуть в отремонтированный им же самим особняк и облегчить несгораемый шкаф Чейза-старшего на некий очень драгоценный камешек.
Все вроде идет неплохо -- до тех пор, пока не оказывается, что семейство никуда не уехало на выходные, как это предполагалось, а оказалось в заложниках маньяка по прозвищу Коллекционер (Хуан Фернандес), который скрывает свое лицо за безликой маской. Коллекционер, оказывается, уже умудрился превратить «дом, милый дом» в смертоносную шкатулку с секретами, каждый из которых ведет к серьезным телесным повреждениям. Ступеньки лестниц щетинятся зазубренными шипами, из телефонной трубки выскакивает острый штырь, люстра вместо блестящих подвесок декорирована кинжалами, двери закрываются, когда им вздумается, -- в общем, даже внутри молотилки на мясокомбинате можно чувствовать себя в большей безопасности. Так что Аркину приходится отвлечься от вскрытия сейфа и изо всех сил бороться за свою жизнь, а также волей-неволей и за жизни едва не обворованных им Чейзов.
Название фильма вызывает вполне конкретные культурологические ассоциации, но авторы этого «Коллекционера» совершенно определенно учили диалектику не по Фаулзу (и даже не по Грымову). Впервые выступивший в качестве режиссера Маркус Данстон до сего момента был известен как постоянный сценарист двух более чем успешных хоррор-франшиз последнего времени -- не нуждающейся в особом представлении «Пилы» (он написал четыре серии, с четвертой по выходящую этой осенью седьмую) и несколько менее известного, но стопроцентно культового в определенных кругах «Пиршества» (сардонически-смешной и временами невыносимо кровавой трилогии о безуспешной борьбе горстки чудом выживших провинциалов с армией монстров-людоедов, балансирующей на острой грани между «Дрожью земли» и «Техасской резней бензопилой»). И той и другой наработки вполне хватило бы, чтобы соорудить вполне полноценный, пусть и не самый оригинальный дебют (и ни у кого бы ни повернулся язык его хаять), но к чести Данстона он пошел другим путем.
Больше всего «Коллекционер» напоминает фильм «Один дома», переснятый Хершеллом Гордоном Льюисом или Тобом Хупером, где тумблер, регулирующий уровень жестокости трюков, выкручен до предела, а в конце концов и вовсе выдран с мясом: условная лопата для снега тут не оставляет на лбу смешную фиолетовую шишку, а ребром врезается в череп, разбрызгивая в разные стороны содержимое головы. А в какой-то момент механистическое зверство становится совсем уж условным и пробуждает воспоминания даже не об игровом кино, а о мультипликации. В первую очередь о «Томе и Джерри», в котором бедняге Тому не раз приходилось приземляться на утыканный гвоздями пол или быть расплющенным тяжелым катком до состояния блинчика-буррито. О том, что садистский мультсериал Данстон явно не просто помнил, но и использовал вполне сознательно, свидетельствуют как конкретные сцены (например, совершенно невыносимый момент, где любимец Чейзов, пушистый собрат Тома, оказывается сначала намертво приклеенным к ковролину токсичным пузырящимся клеем, а потом попавшим в «разрезалку пополам», заблаговременно установленную Коллекционером в оконном проеме вместо ставен), так и общее отсутствие элементарной логической достоверности, каковое не в состоянии компенсировать даже внушительный саспенс. Как, а главное, когда Коллекционер умудрился оснастить дом Чейзов своими смертоносными гаджетами, если Аркин буквально накануне занимался его ремонтом (в том числе и пресловутыми убивающими окнами) и, следовательно, досконально изучил всю имеющуюся фурнитуру? Да никак и никогда, если только не предположить, что маньяк воспользовался услугами чудо-фирмы Acme, которая, коли верить американским мультикам, испокон веков снабжала рисованных злодеев гигантскими кувалдами, гипертрофированными мышеловками, в которые без труда угодит и слон, а также динамитными шашками, украшенными черепом и костями.
Но как бы там ни было, даже при полнейшем отсутствии смысла «Коллекционер» кажется (да и является) явной удачей. Разумеется, если в принципе может быть удачным фильм, в котором по очереди изничтожаются ни в чем не повинные люди, а тому единственному, кто в конце концов уцелел, завидуешь меньше всего на свете. Вряд ли фильм повлечет за собой череду продолжений с порядковыми номерами в названиях, но в качестве заявки на дальнейшую режиссерскую карьеру в, видимо, раз и навсегда избранном Данстоном жанре бьет наотмашь. Смотрите, в общем, кто пришел. И просто так явно не откланяется.
Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ