|
|
N°138, 05 августа 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Энергоразвод
Минск отказывается от сотрудничества с Москвой в сфере энергоэкспорта
Вчера первый вице-премьер белорусского правительства Владимир Семашко (на снимке) заявил о том, что его страна не собирается создавать никаких энергетических совместных предприятий с «Интер РАО ЕЭС». В конце июля Москва предъявила белорусским коллегам ультиматум по проекту первой АЭС в Белоруссии -- соглашение о строительстве объекта не будет подписано до тех пор, пока не удастся согласовать параметры создания совместного предприятия, которое займется экспортом производимых на проектируемой станции киловатт.
В том, что проект по строительству АЭС в Гродненской области будет долгоиграющим, сомнений не было с самого начала -- ведь во всем, что касается ТЭК, отношения Москвы и Минска обострены. Против возведения объекта выступили и потенциальные потребители производимой им электроэнергии. Так, еще в марте в Литве было собрано более 22 тыс. подписей против Гродненской АЭС. Впрочем, данный факт мог бы быть воспринят как часть конкурентной борьбы -- после закрытия Игналинской атомной станции литовское руководство активно продвигает идею создания новой. Неизбежно возник и вопрос финансирования. По подсчетам белорусских властей стоимость постройки станции и создания необходимой инфраструктуры должна составить около 9 млрд долларов.
Решение как экологических, так и финансовых проблем взяла на себя Россия. По словам замминистра энергетики Белоруссии Михаила Михадюка, перерабатывать отработанное ядерное топливо с будущей АЭС будут восточные партнеры. Они же оплатят реализацию проекта. В мае прошлого года Минск обратился к Москве с просьбой о кредите на постройку станции. Москва согласилась, но выдвинула встречное условие: стороны должны создать СП, которое станет основным экспортером вырабатываемой АЭС электроэнергии. Статус поставщика становился гарантией возврата вложенных средств. Россию в СП с долей не менее 50% должно было представлять «Интер РАО». Как пояснили «Времени новостей» в энергоэкспортной монополии, такая концепция участия была согласована белорусской стороной.
Однако вчера стало известно о том, что Минск более не поддерживает идею раздела энергоприбыли. «Мы не предполагаем создания СП, но в этом есть свои плюсы и минусы, мы готовы предложить свои варианты», -- заявил г-н Семашко. Он пояснил, что альтернатива заключается в организации поставок электроэнергии из Казахстана. «Не секрет, что в Казахстане киловатт-час можно купить за цент с небольшим, а не за пять центов, как в России», -- сообщил г-н Семашко, не уточнив, готова ли Россия обеспечить безубыточный переток длиной минимум 1,5 тыс. км или согласно ли она продавать Белоруссии киловатты по казахстанским ценам.
Впрочем, как отмечает руководитель отдела акций ИФД «Капитал» Константин Гуляев, гродненский проект по большому счету невыгоден и российской стороне. «Очевидно, что станция при таком политическом фоне будет построена нескоро. По аналогии с газовыми и нефтяными проектами Минск не хочет подпускать «Интер РАО» к своим конечным потребителям в энергетике. Но и сама компания не заинтересована в том, чтобы форсировать создание конкурирующей АЭС», -- полагает эксперт. Напомним, что «Интер РАО» участвует в реализации проекта Балтийской АЭС, которая имеет такие же характеристики, как Гродненская АЭС (у российской станции мощность 2,3 МВт, у белорусской -- 2,4 МВт), и должна быть введена в те же сроки (первый блок в 2016 году, второй -- в 2018-м). Причем у обоих проектов значительный потенциал по экспорту электроэнергии.
Петр ГЕЛЬТИЩЕВ