|
|
N°138, 05 августа 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Покушение на ракетные комплексы
Россия и Белоруссия спешно опровергают новости из Ирана о поставках С-300
Из Ирана вчера поступили две новости, хотя и не подтвержденные, но способные мобилизовать население этой страны на борьбу с «внешним врагом». В сообщении, распространенном некоторыми местными агентствами, а затем подхваченном западными репортерами, говорилось о покушении на президента Махмуда Ахмадинежада во время его поездки в город Хамадан. В кортеж якобы бросили гранату, поначалу даже были сообщения, что погиб кто-то из охранников, но сам президент не пострадал и даже поблагодарил Всевышнего за спасение. Некоторые иранские СМИ уже было начали строить предположения о связях покушавшегося со спецслужбами Запада и Израиля или с иранской оппозицией, но тут выяснилось, что никакой гранаты не было, а была петарда, взорванная на радостях одним из почитателей президента. Позже эту версию подтвердила администрация иранского лидера и большинство работавших на месте событий журналистов.
Однако тут же из Ирана пришла еще одна не менее сенсационная новость. Иранское информационное агентство ФАРС, не указывая источников своей информации, поведало, что в распоряжение иранского элитного Корпуса стражей исламской революции якобы поступили четыре зенитных ракетных комплекса С-300 -- два из Белоруссии и два из некоей третьей страны. В сообщении подчеркивалось, что «иранские специалисты смогут поставить эти комплексы на боевое дежурство в короткий срок».
Поскольку известно, что несколько лет назад контракт на поставку иранцам этих комплексов подписала Россия, подозрения пали на нее. Однако все это выглядело странным, поскольку Москва не собирается пока выполнять этот контракт, учитывая оказываемое на нее давление со стороны США и Израиля. Эти страны считают, что, несмотря на оборонительный характер этих комплексов, они могут угрожать безопасности еврейского государства и стабильности в регионе Ближнего и Среднего Востока.
Российская госкомпания «Рособоронэкспорт» тут же заявила, что «неукоснительно руководствуется ограничениями, установленными Совбезом ООН», а потому С-300 (на снимке) в Иран не поставлялись. Одновременно с этим газета «Время новостей» дозвонилась в Тегеран в частное информагентство ФАРС, известное своими хорошими связями в правящих и военных кругах Ирана. Там один из руководителей агентства, пожелавший остаться неизвестным, сообщил нам о том, что скандальное сообщение уже удалено с информационной ленты. «Мы поняли, что ошиблись. Мы сами взяли это сообщение у других наших коллег, которые поместили у себя эту информацию, оказавшуюся, как выяснилось, неверной», -- сказал наш собеседник.
Однако не только Москва, но и Минск поспешил опровергнуть эту скандальную новость. «Белоруссия не вела переговоры с Ираном и не осуществляла поставок в эту страну комплексов С-300 и элементов к ним», -- сказали журналистам в пресс-службе Госвоенпрома Белоруссии. Позже представитель этого ведомства Владимир Лавренюк даже добавил, что Иран и вовсе «никогда не обращался к белорусской стороне с просьбами о приобретении этих комплексов».
Пресс-секретарь белорусского внешнеполитического ведомства Андрей Савиных в интервью «ВН» отметил, что «Белоруссия всегда строго соблюдала все санкции, наложенные на сотрудничество с Ираном резолюциями Совета Безопасности ООН». «Нашей стране неоднократно пытались инкриминировать нарушение этих требований, но всегда безуспешно. Мы исключаем любую возможность того, что Белоруссия могла каким-либо образом нарушить международные обязательства, вытекающие из санкций Совбеза ООН», -- добавил он.
Заметим, однако, что международные эксперты разошлись во мнении о том, запрещают ли эти санкции продажу Ирану комплексов С-300. Ведь соответствующие пункты ооновских резолюций стали итогом компромисса между членами Совбеза, но из-за этого отдельные требования этих документов туманны и могут толковаться двояко. Нет единого мнения на этот счет и в России, где сейчас над этим вопросом работают специалисты. Прояснить ситуацию может готовящийся указ российского президента.
Независимые белорусские эксперты однозначно сомневаются в возможности продажи Ирану комплексов С-300. Павел Козловский, возглавлявший министерство обороны Белоруссии в начале 1990-х, подчеркнул в интервью нашей газете, что «вряд ли Минск когда-либо вообще мог пойти на подобный шаг». «Такие комплексы нужны самой Белоруссии. Они используются для прикрытия столицы и особо важных районов. Когда я был министром, лишних комплексов С-300 у нас не было», -- рассказал «Времени новостей» г-н Козловский.
Напомним, что в декабре 2007 года Россия обязалась продать Ирану пять дивизионов С-300 (они включают 40 пусковых установок) по контракту на сумму 800 млн долл. Однако реализация сделки откладывалась по мере роста международной озабоченности в связи с форсированием Тегераном его ракетно-ядерных программ. В феврале этого года иранские власти объявили, что начали из-за этих отсрочек разработку собственных зенитных ракетных комплексов.
Совбез ООН принял 9 июня очередную резолюцию за номером 1929, введшую более жесткие финансовые санкции против физических и юридических лиц, причастных к развитию ракетно-ядерных программ Ирана. Этот же документ запретил экспорт в Иран широкой номенклатуры тяжелых, в основном наступательных вооружений, включая ракеты. После этого военные, военно-технические и гражданские (включая МИД) ведомства России выступили с противоречивыми суждениями о том, подпадают ли оборонительные комплексы С-300 под запрет ООН, и пришли к выводу, что решение вопроса находится в компетенции главы государства. Иранский совет безопасности 5 июля объявил, что если Москва контракт аннулирует, то Тегеран найдет замену российским установкам. Кроме того, в таком случае россияне должны заплатить крупный штраф за срыв контракта.
«Если бы Иран получил С-300 из третьей страны, то космическая разведка США это непременно бы засекла», -- пояснил «Времени новостей» директор российского Центра анализа мировой торговли оружием Игорь Коротченко. Ведь эти комплексы -- это «не только смонтированные на большегрузном многоосном автомобиле одна или несколько пусковых установок, но и пункт боевого управления на таком же автомобиле, радиолокатор подсветки и наведения, радиолокатор кругового обзора воздушной обстановки и еще несколько кабин с аппаратурой связи и специальным имуществом». По этой причине, по его словам, «скрыть поставку и тем более развертывание таких комплексов на боевых позициях совершенно невозможно». К примеру, их снятие в Белоруссии с боевого дежурства (а законсервированных С-300 там нет) «было бы вскрыто немедленно», да и президент Александр Лукашенко «с учетом его непростых отношений с Кремлем на такую сделку с Ираном не рискнул бы».
Кроме того, когда Россия поставляет С-300 за рубеж, то «одним из условий подписания контракта является предоставление страной-покупателем сертификата конечного пользователя, что означает запрет на любой реэкспорт». Наш собеседник назвал иранские сообщения о получении этих комплексов из-за рубежа «внешнеполитическим и пропагандистским блефом с целью зондажа международного мнения, оказания мобилизационного воздействия на собственные вооруженные силы и население», а также желанием «поиграть на нервах США и Израиля».
Примечательно, что 1 августа глава американского объединенного комитета начальников штабов адмирал Майк Маллен впервые признал, что у Вашингтона помимо вариантов политического давления на Тегеран уже есть план удара по ядерным объектам Ирана с применением стратегических бомбардировщиков и крылатых ракет. А им С-300 могли бы противостоять весьма эффективно.
Ольга ТОМАШЕВСКАЯ, Минск, Александр САМОХОТКИН, Елена СУПОНИНА