Время новостей
     N°139, 06 августа 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  06.08.2010
«Запад должен поставить Саакашвили в угол»
Экс-спикер парламента, ныне лидер оппозиционного «Демократического движения -- Единой Грузии» Нино БУРДЖАНАДЗЕ в ближайшее время собирается посетить США, а также не исключает возможности нового визита в Россию. Она полагает, что за пределами Грузии, особенно за океаном, не до конца разбираются в том, что происходит в ее стране, и можно просмотреть крен в сторону авторитаризма. О своих политических планах, о перспективах отношений Тбилиси с Западом и Россией Нино Анзоровна рассказала «Времени новостей» накануне второй годовщины вооруженного конфликта на Кавказе, начавшегося 8 августа 2008 года.

-- Я собиралась в США еще в марте, были намечены очень важные встречи, но пришлось отложить поездку из-за памятного «смоделированного» сюжета телекомпании «Имеди» о мнимом «российском военном вторжении». С американскими партнерами очень нужно поговорить. Америка слишком занята и многого не видит из того, что происходит в Грузии за «демократическим фасадом». США не знают о реальном настроении грузинского общества. Посетившая в начале июля Тбилиси госсекретарь США Хиллари Клинтон, к сожалению, не была готова обсуждать это. Через несколько дней приехал министр иностранных дел Франции Бернар Кушнер, и он не только выслушал оппозицию, но и адекватно оценил ситуацию, высказался за необходимость демократических реформ. В июле прошлого года в Грузию приезжал вице-президент США Джозеф Байден, и в связи с этим мы прервали многомесячные беспрерывные многотысячные акции протеста. А президент Михаил Саакашвили пропиарил это так, будто бы США дают ему карт-бланш. Против оппозиции начались массовые репрессии. Мы были в шоке.

-- Через несколько дней на Кавказе будут вспоминать вторую годовщину вооруженного конфликта. Весной этого года вы дважды побывали в Москве, встречались с премьер-министром России. Какие у вас впечатления, какие прогнозы насчет урегулирования отношений Москвы и Тбилиси?

-- Правильно сделала, что съездила в Москву, хотя Саакашвили очень разозлился. Вообще я горда тем, что мне нечего скрывать в моей политической и личной жизни, в жизни моей семьи или деятельности партии. Я ценю, что на встречах со мной впервые после войны 2008 года премьер Владимир Путин выказывал готовность наладить отношения. Такая возможность есть, и я не исключаю, что вскоре в связи с быстрыми изменениями в международной политике опять поеду в Москву, и этого тоже скрывать не собираюсь.

Если мы не сможем наладить отношения с Россией, если Россия будет играть негативную роль в урегулировании, то проблем с Абхазией и Южной Осетией никогда не решим. Мир не начнет воевать с русскими из-за Абхазии и Южной Осетии. Если мы сможем избрать ответственное руководство, понимающее важность многостороннего сотрудничества, реально отстаивающее свои интересы, то, уверена, мы сможем найти, хотя это и очень сложно, какие-то выходы из нынешнего тупика.

-- Недавно президент Грузии Михаил Саакашвили заявил о том, что готов к разговору с Россией.

-- При этом, с одной стороны, он сказал, что готов общаться без предварительных условий, с другой же -- через несколько фраз заявил, что скажет русским, что они безответственные оккупанты. Первая часть заявления связана с намечавшимся на тот момент визитом госсекретаря США, а вторая предназначалась для внутреннего пользования, мол, вот я по-прежнему силен. Я думаю, он готов к диалогу. Он постоянно посылал эмиссаров в Москву наладить отношения, но не для урегулирования конфликтов, а чтобы быть уверенным в том, что Россия не будет чинить препятствия его власти. Об этом говорит его решение изъять газопровод, связывающий Россию и Армению через Грузию, из списка стратегических и не подлежащих приватизации объектов. Об этом говорит и его желание продать железную дорогу.

-- Тот же Бернар Кушнер предложил Грузии диалог с Россией.

-- Западные партнеры говорили всегда, в том числе и Саакашвили, не надо дразнить и провоцировать Россию. Об этом я слышала еще от тогдашнего госсекретаря Кондолизы Райс во время моей последней поездки в США как председателя парламента. (Бурджанадзе покинула этот пост весной 2008 года. -- Ред.). А вспомните слова другого бывшего госсекретаря, Колина Пауэлла, о том, что Саакашвили -- это человек, который готов чиркнуть спичкой в комнате, заполненной газом. А ведь никто этого не хочет, поэтому пытаются эту спичку отобрать и быть спокойнее, что Грузия не принесет новой головной боли.

-- Однако Запад позитивно отозвался об общей картине майских местных выборов в Грузии, выигранных «Единым национальным движением» Михаила Саакашвили. Вы, правда, в них не участвовали...

-- После этих выборов часть оппозиции заявила, что они стали шагом вперед, и это дало Саакашвили второе дыхание. Сложно Западу вникать в наши детали, им удобнее и легче поверить, что, раз выборы прошли без особого мордобоя, это шаг вперед. А это далеко не так! Даже в те времена, когда Эдуард Шеварднадзе был первым секретарем ЦК Компартии Грузии, демократии в нашей республике было больше. Нет мордобоя -- это что, простите, расцвет демократии? На самом деле в Грузии есть политзаключенные -- это данные международных организаций правозащитников, бизнес подвергается террору, СМИ, особенно телекомпании, контролируются властями. Как в такой среде вести нормальную, честную, справедливую политическую борьбу? Если Запад нам в этом не поможет, это нам очень дорого может стоить. Запад должен поставить Саакашвили в угол, чтобы он выполнил обещания по демократическим реформам.

-- Но и грузинская оппозиция заслуживает в последнее время немало критики по поводу ее неэффективности?

-- Можно говорить и о слабости оппозиции, но это замкнутый круг. У нас нет возможности общаться с народом, кроме этого люди боятся преследований. У населения нет адекватной информации, лидеров оппозиции просто чернят. Но я хочу предупредить, что любая попытка сделать крен в сторону стабильности в ущерб демократии закончится так же плохо, как это было в 2008 году. На сентябрь намечено проведение всенародного собрания, такого форума в Грузии еще не было. Нужно серьезно готовиться, особенно в регионах, где вообще нет достоверных данных о положении в стране. Ведь там смотрят общенациональные каналы, а по ним передают: в стране все замечательно, навалом инвестиций, открываются что ни день заводы и фабрики, и чего же хочет эта оппозиция тогда?

А ведь даже по данным официальной статистики в Грузии из 3,5 млн населения более миллиона живет на грани бедности. У ООН тоже очень тревожные цифры на этот счет. Или взять правосудие. Я со всеми своими регалиями более года назад обратилась в суд по факту клеветы со стороны Саакашвили, когда он объявил о моих тайных связях с Москвой. Ни одного заседания по этому поводу не было, а еще нам разъяснили, что президент это просто сказал в дебатах. Зато когда у меня отбирали дачу, то за два месяца провели восемь заседаний. Госдеп США потом указал, что это была политическая тяжба.

-- В сентябре Грузия примет новую редакцию конституции, делегировав больше полномочий премьер-министру и парламенту. Как вы думаете, захочет ли Саакашвили после истечения президентского срока в 2013 году возглавить правительство?

-- Однозначно, и он мне об этом и раньше говорил. Но я его предупреждала, что он не монарх и что в Грузии демократия.

Беседовал Михаил ВИГНАНСКИЙ, Тбилиси
//  читайте тему  //  Ситуация в Грузии и конфликт с Россией