|
|
N°136, 03 августа 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Границы недозволенного
Московские власти очертили территории нескольких исторических памятников
На фоне возникающих в Москве один за другим скандалов со сносом исторических строений столичные чиновники демонстрируют соблюдение всех формальных регламентов ограничения хозяйственной деятельности на территории памятников. На днях на официальном сайте московского правительства был опубликован очередной список памятников с утвержденными мэром города границами территории объектов культурного наследия и режимами использования земель внутри охраняемых зон.
Напомним, что первая партия памятников истории и культуры, для которых установлены официальные границы, была подписана мэром Юрием Лужковым в конце июля. В список из 292 участков вошла в том числе и территория храма Воскресения Христова в Кадашах, где общественники и прихожане в начале лета держали оборону против строительной техники. Как заявил тогда заместитель председателя Москомнаследия Алексей Емельянов, «комплексная работа по определению границ территорий всех объектов культурного наследия, расположенных в административных границах города Москвы», должна разрешить как уже возникшие конфликты, так и предотвратить возможные градостроительные скандалы в будущем.
Однако сразу за этим вспыхнул конфликт в Замоскворечье. Защитникам исторической застройки Москвы не удалось отстоять комплекс усадьбы купцов Алексеевых на улице Бахрушина -- здания не были официально признаны объектами культурного наследия. Примечательно, что представители Москомнаследия, по сути, поддержали инвесторов и не стали препятствовать скоропалительному сносу построек.
В новый же адресный перечень формально защищенных от строительной деятельности исторических объектов вошли усадьба Григорьева 1842 года в Милютинском переулке, ансамбль римско-католической церкви Святого апостола Петра и Павла на Лубянке. Определены границы территории чайного магазина Перлова, постройки конца ХIХ века, дома Юшкова 1793 года, расположенного на территории усадьбы Юшкова, здания Вхутемас (Высшие художественно-технические мастерские) и еще ряда объектов объединенной охранной зоны памятников истории и культуры №50 на территории 101 квартала ЦАО. Всего до конца года должно быть утверждено еще девять подобных распорядительных документов, которые позволят «полностью защитить от негативных последствий» порядка 4 тыс. объектов культурного наследия. По данным г-на Емельянова, в целом это оградит от посягательств столичного стройкомплекса примерно 30% городской территории.
Однако представители общественного движения «Архнадзор» не только сетуют на то, что границы территорий памятников утверждаются с большим опозданием, но и сомневаются в «достоверности очерченных границ». Как заявил «Времени новостей» эксперт «Архнадзора», член президиума экспертно-консультативного общественного совета при главном архитекторе Москвы (ЭКОС) Алексей Клименко, от работы Москомнаследия «отсечена большая часть квалифицированных специалистов». По словам г-на Клименко, решения, которые должны защищать объекты исторического наследия, принимают люди, напрямую заинтересованные в использовании территорий исторической застройки. «Командует Ресин», -- сетовал г-н Клименко на то, что именно глава столичного стройкомплекса возглавляет межведомственную комиссию при правительстве Москвы по вопросам постановки объектов, обладающих историко-культурной ценностью, под государственную охрану в качестве объектов культурного наследия. «То, что у части объектов появились юридические территории, хорошо. Но я не знаю, можно ли к этим территориям относиться с доверием. Кроме того, мы знаем много примеров того, когда действительно ценные объекты были лишены статуса -- как доходный дом купца Быкова на Второй Брестской улице и палаты Гурьевых в Потаповском переулке», -- рассказал эксперт.
Юлия ХОМЧЕНКО