|
|
N°136, 03 августа 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
По собственному желанию
Доку Умаров сложил с себя полномочия лидера сепаратистов
В Интернете вчера появилось видеообращение лидера северокавказских сепаратистов Доку Умарова, в котором он заявил, что складывает с себя полномочия «эмира кавказского эмирата», объявив своим преемником Асламбека Вадалова. Свой уход Умаров объяснил проблемами со здоровьем и тем, что его соратникам нужен более молодой и энергичный руководитель. Почему именно выбор пал на Вадалова, о котором до сих пор было мало что известно, ни в самом видеообращении, ни на интернет-сайтах сепаратистов не объяснялось.
В спецслужбах пока воздержались от комментариев относительно того, насколько серьезен уход Умарова и как, если он действительно состоялся, это может отразиться на действиях сепаратистов. Политики в свою очередь высказали противоречивые мнения.
В заставке видеообращения Умарова указано, что оно адресовано региональным «амирам» -- лидерам бандподполья в соседних с Чечней республиках (Дагестане, Ингушетии, КБР и Карачаево-Черкесии). Однако сделано и распространено оно было как очевидный пропагандистский материал, чтобы при желании его могло увидеть максимальное число «зрителей» как из рядовых боевиков, так и сотрудников спецслужб и простых граждан. Большую часть выступления Умаров произносит на русском языке, правда, довольно косноязычно. Сидя перед камерой вместе с Вадаловым и еще одним, судя по всему, своим «заместителем», он сообщает, что покидает свой пост, поскольку «мы пришли к единому мнению». Правда, кто именно «мы», непонятно, и сам Умаров ничего более не объясняет, кроме того, что его преемник "моложе, он более будет энергичным, более будут (так в оригинале. -- Ред.) другие результаты". Вадалова он при этом представляет лишь как возможного кандидата для "утверждения" региональными «амирами». О том же, что Умаров складывает полномочия лидера сепаратистов именно «по здоровью», рассказывает третий участник видеообращения.
Такой демарш Доку Умарова стал полной неожиданностью для большинства наблюдателей и даже, судя по всему, самих спецслужб, которые, правда, пока никак его не стали комментировать -- просто потому, что в нем трудно найти логику. И сразу же появились разные предположения, чем же на самом деле вызвано видеообращение.
Одни источники не исключали, что Умаров таким образом просто пытается «уйти в тень» в надежде, что спецслужбы прекратят или хотя бы снизят активность операций по его поиску и ликвидации, которые практически беспрерывно ведутся уже несколько лет. Сторонники этой версии справедливо отмечали, что «уход по собственному желанию» в положении Умарова -- полная фикция. Ведь действующие на Кавказе боевики никак официально не оформлены, у них нет «отдела кадров», их группировки никак не структурированы, не имеют строгой подчиненности и действуют чаще всего разрозненно и хаотично, а положение каждого персонально определяется лишь опытом и личным авторитетом среди других. А по этим качествам Доку Умаров в среде сепаратистов не имеет себе равных, и потому он фактически все равно будет оставаться лидером, пусть и «неофициальным». Другие полагали, что, возможно, у Умарова действительно серьезные проблемы со здоровьем -- он много раз был ранен (последний раз сообщения об этом появлялись в прошлом году) и потому мог решить уйти от «оперативного управления» боевиками, чтобы всерьез заняться лечением.
Однако обе эти версии теряют смысл, если учесть, что деваться Умарову с Северного Кавказа просто некуда. Несмотря ни на какие болезни или «моральную усталость», для федеральных сил он по определению будет оставаться «врагом номер один» -- из-за того огромного числа терактов, по которым он сам взял на себя ответственность (как взрывы в московском метро минувшей весной) либо в которых его обвиняет следствие (к примеру, покушение на главу Ингушетии Юнус-Бека Евкурова в прошлом году). Тем более что в июне и госдеп США официально внес Умарова в список наиболее разыскиваемых международных террористов. Соответственно ни о каком «уходе на пенсию» Умарова речи быть не может.
Что касается нового «амира имарата Кавказ», как именовал себя Умаров, то о нем известно немного. По данным спецслужб, Вадалов принимал участие на стороне боевиков в обеих «чеченских кампаниях», но ничем не прославился, и вообще о его существовании стало известно лишь недавно. Три года назад спецслужбы сообщали о его ликвидации в ходе одной из спецопераций, при этом он был упомянут лишь как один из членов группировки полевого командира Руслана Ганаева. Недавно сепаратисты на одном из своих сайтов сообщили, что Умаров назначил Вадалова своим заместителем, а месяц назад сам Умаров в очередном видеообращении назвал его своим преемником в случае гибели.
Президент Чечни Рамзан Кадыров заявил, что выступление Умарова никакого значения не имеет: «Я неоднократно подчеркивал, что за Умаровым нет абсолютно никаких сил, что в его подчинении нет никаких отрядов. Он болен, скрывается, подобно крысе в норе, давит вшей, остался без зубов и не в состоянии кем-либо командовать. Нет абсолютно никакой разницы, кто и кем себя там именует. Это попытка снова привлечь внимание к персоне террориста, создать видимость наличия каких-то организованных сил, имеющих структуру управления. Все это фарс».
Между тем член Национального антитеррористического комитета, первый вице-спикер Совета Федерации Александр Торшин к происшедшему отнесся совсем иначе: «На смену уже известным приемам боевиков и знакомым лицам придут вслед за Вадаловым совершенно новые явления и новые приемы. Смена их тактики и стратегии на порядок осложнит ситуацию». По его мнению, Вадалов не является сегодня авторитетом для боевиков на Северном Кавказе, и ему понадобятся "громкие теракты": «Это закон жанра. Кавказ есть Кавказ, иначе ему не утвердиться. Если не покажешь себя, то никто с тобой не будет иметь дело». При этом г-н Торшин не исключил, что Умаров в скором времени может «переместиться» за границу, где займется вербовкой «нового пополнения».
Алексей ГРИШИН