|
|
N°136, 03 августа 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
"Будем выписывать"
Минздравсоцразвития сформулировало права пациента
Российское здравоохранение уже этой осенью получит новый рамочный закон, определяющий основные принципы оказания медпомощи гражданам нашей страны и дающий четкие дефиниции всем базовым медицинским понятиям. Представленный на днях Минздравсоцразвития проект закона «Об охране здоровья граждан в Российской Федерации» не является документом прямого действия, но его задача -- задать вектор законотворческой деятельности в этой сфере на многие годы вперед.
Среди безусловных новшеств, предлагаемых сейчас чиновниками, следует упомянуть четкое разграничение платных и бесплатных медицинских услуг, обязанностей медиков и пациентов, а также приведение к единому знаменателю уже существующих норм законов «Об обращении лекарственных средств», «Об обязательном медицинском страховании» и подзаконных документов. Но, главное, в здравоохранении устанавливается своя вертикаль власти: теперь на всех трех уровнях существующей в России медицины (муниципальный, региональный, федеральный) правила будет задавать центр. Именно Минздравсоцразвития вменяется обязанность транслировать стандарты лечения, порядки оказания помощи, параметры и качество необходимого персонала, нормативы оборудования для лечебных заведений всей страны (конечно, с учетом региональной специфики).
Напомним, что на данный момент министерство разработало уже 600 стандартов лечения различных заболеваний, и вопрос о внедрении их в существующую медицинскую практику стоит очень остро -- для этого необходимо изменить всю философию инертного общественного здравоохранения.
«Права граждан превращаются в осознанное бремя: предполагаемая высокая степень информированности подразумевает необходимость самостоятельно принимать решения, делать ответственный выбор», -- пояснил суть идеологии, заложенной в проекте нового закона директор департамента развития медицинского страхования Минздравсоцразвития Владимир Зеленский. И выбор этот, по его словам, будет для многих граждан очень непростым. Ведь в России граждане не привыкли думать о том, что у пациентов тоже есть какая-то ответственность за сохранение собственного здоровья.
Другой соавтор нового законопроекта, директор департамента организации медицинской помощи и развития здравоохранения Минздравсоцразвития Ольга Кривонос, тоже считает, что «сейчас самый подходящий момент прописать ответственность пациентов за собственное здоровье». По ее словам, новый рамочный закон, охватывающий все стороны медицины, разъясняет моменты, которые в ныне действующем законодательстве никак не освещены. Например, как поступать с теми пациентами, которые не сотрудничают с врачами, не являются на приемы и назначенные им комиссии, но при этом активно пользуются услугами бесплатной медицины и правом на освобождение от работы по болезни.
Г-жа Кривонос пояснила, как государство намерено разбираться с недобросовестными пациентами на примере очень распространенной, по ее словам, ситуации с «длинными» больничными. Гражданин, являющийся временно нетрудоспособным более четырех месяцев, должен, как того требует закон, пройти медико-социальную экспертизу и получить инвалидность. Но на деле многие на освидетельствование не являются, а больничный им медики вынуждены продлевать до бесконечности. «Будем выписывать», -- предупредила Ольга Кривонос, тут же уточнив, что к проекту закона «Об охране здоровья граждан в Российской Федерации» приложен подробный перечень заболеваний, требующих длительного лечения. «Конечно, если у человека туберкулез (стандартный курс лечения от этой болезни -- девять месяцев), никто не будет заставлять его получать инвалидность, он спокойно долечится и вернется к труду», -- заметила г-жа Кривонос.
«В предложенном министерством законопроекте очень неплохо прописан глоссарий, это совершенная новелла для российского законотворчества в области здравоохранения», -- сказал «Времени новостей» заместитель председателя комитета Госдумы по охране здоровья академик РАМН Сергей Колесников. Действительно, впервые официально дается толкование таких понятий, как суррогатная мать, орфанное (редкое) заболевание. «Введены приближенные к возовским формулировки того, что следует понимать под «состоянием здоровья», «медицинской услугой», кто является «пациентом». Все это, несомненно, работает на сближение российского законодательства в области здравоохранения с мировым», -- отметил Сергей Колесников. Также впервые четко прописано, что в России запрещены эвтаназия и клонирование. Впервые в тексте федерального закона возникают такие базовые для современного отечественного здравоохранения понятия, как «государственные гарантии» и «информированное согласие».
«Конечно, в предложенном документе своих странностей хватает (так, почему-то санаторно-курортное лечение полностью изымается из госгарантий, хотя без него во многих случаях невозможна реабилитация), но он однозначно ближе к жизни, чем предыдущая версия», -- резюмировал Сергей Колесников. Другие депутаты и члены правительства смогут выразить свое отношение к законодательной инициативе Минздравсоцразвития только осенью: в Думу закон планируется внести не позднее сентября.
Галина ПАПЕРНАЯ