|
|
N°145, 13 августа 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Сто дней, которые изменили Францию
Премьер ссылает министров в глубинку
Сегодня во Франции 100 дней работы одного из самых либеральных кабинетов в истории страны. 53-летний премьер-министр Жан-Пьер Рафаррен, отстаивающий идеологию рыночной Либеральной демократической партии (DL), реформирует систему управления страной с 6 мая. За сто дней правления он проявил себя решительным руководителем и большим оригиналом.
«Децентрализация -- это не разделение власти, а воплощение ответственности каждой из ее составляющих, -- сразу заявил о своем кредо Жан-Пьер Раффарен. -- В центре децентрализации человек. Она делается для граждан, а не для политиков». Французский премьер не зря ходит под кличкой Раф-путешественник: едва вступив в права после второго тура президентских выборов, глава кабинета сразу отправился в официальный вояж в Лотарингию для проведения в жизнь своей программы.
У Раффарена четкая концепция разделения власти между составляющими государства: первый уровень -- «государство-регионы», а второй -- «департаменты-коммуны». В прошлом политик местного масштаба (он был президентом регионального собрания Пуату-Шарант), премьер знает, о чем говорит: «Наша республика устала. Ей не хватает живых сил с мест, из провинции. А децентрализация -- это баллон с кислородом». Позавчера Раффарен заявил, что отныне будет ежемесячно на целую неделю отправлять в глубинку каждого из министров. Быть ближе к народу -- постулат премьера-либерала, рейтинг популярности которого превышает 69%. Он намерен кардинально перераспределить полномочия между центром и регионами.
Раффарен не первый «доктор» в истории Франции, прописавший ей децентрализацию в качестве «рецепта» от экономических и административных недугов. Пятая республика два десятилетия живет под лозунгом отрицания идеи первенства столицы над регионами. Таков результат реформ начала 80-х. Вообще же «революцию децентрализации» начал Гастон Деффер, активист Французской секции Рабочего интернационала с 1933 года и бессменный мэр послевоенного Марселя. На посту главы МВД в кабинете Пьера Моруа он реформировал централизованные структуры. Законы Деффера 1982 и 1983 годов, перераспределившие ответственность между центром и окраинами, прозвучали в Пятой республике как гром среди белого дня. «Почему чтобы провести дорогу или открыть в поселке детский сад, местным властям надо спрашивать разрешение у центра? Вымаливать деньги? Почему незнакомые дяди в далеком Париже решают, нужен ли в Клошмерле общественный туалет? Такие вопросы ставил Деффер», -- вспоминает Жан-Франсуа Денио, в прошлом член комиссии по децентрализации.
«Марсельского льва» особенно били неоголлисты. Они утверждали, что в процессе стремительной децентрализации окраинные регионы вообще отпадут. Однако люди на местах были довольны. Выигрывали все: у центра становилось меньше забот -- сокращался аппарат чиновников, окраины обретали ответственность. «Гений децентрализации» умер в мае 1986 года, вернувшись с шумного партийного собрания марсельских социалистов.
Сегодня французские народные избранники на местах распоряжаются финансами в тех сферах, что предоставлены законами о децентрализации. Они ведают детскими пособиями (политика Франции по повышению рождаемости -- одна из эффективнейших в мире) и пенсионным обеспечением. Его размеры определяет государство, но если депутаты на местах считают, что пенсий недостаточно для нормальных условий жизни, в местном бюджете изыскиваются средства, чтобы старикам три раза в день носили домой бесплатное питание. Местные власти содержат школы и колледжи, кроме частных и религиозных. Но государство отвечает за учебные программы и набор персонала. Общая политика, оборонная, внешняя, культурная, финансовая и индустриально-экономическая остается во Франции за государством. Каждый налогоплательщик знает, сколько платит государству, а сколько местному департаменту: в налоговой декларации, которую ежегодно заполняют французы, графы разбиты на две группы. С децентрализацией доля местных налогов поднялась, но в конце концов это на пользу налогоплательщикам.
Раффарен намерен пойти еще дальше. Вчера он делился своими планами окончательно децентрализовать Францию с премьером Великобритании Тони Блэром: коллеги встретились в неформальной обстановке во Французских Альпах, где оба проводят отпуск с семьями.
Петр РОЗВАРИН, Париж