|
|
N°136, 03 августа 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
На поводке по поводу
Новый куратор Московской международной биеннале современного искусства обозначил свою позицию
Все-таки куплеты из фильма «Приключения Электроника» о том, что «преданней собаки нету существа», для российского современного искусства актуальны как никогда. Кто у нас на артсцене один из самых харизматичных героев? Правильно, Олег Кулик, знаменитый своими перфомансами по перевоплощению в собаку. А теперь от Кулика ниточка протянулась дальше, к Петеру Вайбелю, немецкому художнику и теоретику искусства, выбранному куратором 4-й Московской биеннале современного искусства (2011). Когда-то давным-давно, в 1968 году, Вайбель инсценировал то самое, что потом сделал своим ноу-хау Олег Кулик. Он изображал собаку. По венским улицам на поводке, аки пса, его водила знаменитая акционистка Вали Экспорт. То был перфоманс «Из досье собачьей жизни». Закономерен, конечно, приезд немецкого человека-собаки (кстати, родился Вайбель в 1944 году в Одессе) на родину человека-собаки российского (ой).
Впрочем, сегодня Вайбель стал солидным и на поводке ползать не хочет. Он предпочитает держать на поводке дискуссию о свободе и предназначении художника в современном мире. Его поводком стал медиаарт. Мэтр руководит Центром искусств и медиатехнологий в Карлсруэ. Деятельность центра направлена на изучение возможности связей между искусством и наукой. Вайбель -- истовый технократ. В чем убедились участники встречи с куратором, прошедшей в бывшей мастерской Ильи Кабакова (ныне -- офис Института проблем современного искусства). На встрече с художественной общественностью Петер Вайбель говорил о замещении понятия «модернистское искусство» понятием «искусство контемпоральное», иначе -- актуальное. Модернизм устарел. Сегодня все труднее говорить о каком-либо едином центре жизни искусства (ранее эту роль выполнял, например, Париж). Сегодня вслед за теоретиком Эдуардом Глиссантом мы вправе отмечать мультиполярность культурной среды. Арткарта мира требует ревизии. На ней должны быть отмечены новые территории: Дальний Восток, Азия, Африка. В самых экзотических точках планеты появляются включенные в современный художественный процесс мастера. По мысли герра Вайбеля, требуется переписать (re-write) глобальный текст культуры. «Переписать», изменить мир с помощью искусства -- вот высший смысл. Задача биеннале -- показать, как это действительно можно сделать. И подспорьем окажутся обожаемые Вайбелем новые технологии, медиаискусство. Способные законнектить весь мир медиатехнологии обожествляются новым куратором уже давно, с конца 80-х. На встрече Петер Вайбель рассказывал, что его любовь к медиаарту была причиной стычек с художниками, исповедующими традиционную технику: холст, масло. Он говорил им: смотрите, стоит пианино. Оно же механическое, несложное, но техническое устройство. И с помощью этого технического устройства можно рождать прекрасную музыку. Технологии не цель, но средства. Их необходимо использовать в познании мира, его совершенствовании. «Многие философы говорят о разочаровавшемся в себе мире. Технологии -- путь создания мира очаровательного -- очарованного».
Забавно то, что наш «человек-собака» Олег Кулик исповедует сегодня идеи диаметрально противоположные вайбелевским. Упование на техницизм для него сродни гордыне. На фестивале «Архстояние» он призвал всех вернуться к природе, смирить себя, раствориться в ней и сформулировал это так: «Коммуникативное тело переразвито в ущерб Резонансному сознанию (в просторечии именуемому совестью)... Совесть современному человеку заменяет мобильный телефон, смартфон, коммуникатор... Шум возрос. Количество новых технологий переходит в новое качество. Невидимый мир уплотнился. Похоже, человек выходит на новый этап потери себя. Мы решились напомнить вам о том, что есть существенное нечто, кроме «важных дел» и магазинов. Мы пришли напомнить вам: земля и солнце, планеты и звезды -- живые...»
Все же думается, эта заочная полемика на двух поводках по поводу судьбы мира в искусстве и искусства в мире отчетливо схоластична. Это как в театре. Кому-то необходимы сложнейшие технические навороты, а результат выходит пшиком -- сказать по существу режиссеру нечего. А кто-то ставит два стула на сцену и с помощью двух гениальных актеров дарит нам исповедь жизни планетарного значения.
Сергей ХАЧАТУРОВ