Президенту Туркмении впервые с прошлого года удалось поговорить с российским коллегой. Это случилось 31 июля, когда Гурбангулы Бердымухамедов связался по телефону с сочинской резиденцией Дмитрия Медведева и пригласил его в гости с визитом. Они не общались и не виделись друг с другом с конца прошлого года. В 2009-м президенты встречались четыре раза, а в нынешнем году их отношения как-то не складывались.
В Ашхабаде настороженно отнеслись к апрельским
событиям в Киргизии, в результате которых
был свергнут президент Бакиев, подвергшийся перед этим ожесточенной критике в российской прессе и получивший тогда же «черную метку» в виде двукратного повышения ввозных пошлин на российское дизельное топливо. Кроме того, туркменские начальники обратили внимание на определенный крен в риторике президента Медведева, который стал менее дипломатичен в оценке некоторых режимов среди стран СНГ. Не способствовали теплым отношениям между Москвой и Ашхабадом последние действия туркменских властей, возобновивших давление на граждан, имеющих двойное российско-туркменское гражданство
(см. «Время новостей» от 5, 9 и 21 июля).
Впрочем, некоторые наблюдатели считают, что эти действия как раз и преследовали цель вынудить Москву возобновить почти замороженные контакты на политическом уровне между двумя странами. (Деловое сотрудничество Туркмении с отдельными российскими компаниями и регионами развивается интенсивно, свидетельство чему начавшийся вчера двухдневный визит в Туркмению недавно вступившего в должность президента Татарстана Рустама Минниханова).
Достигнутое три недели назад временное соглашение между туркменскими властями и российским консульством в Ашхабаде, которое в некоторой степени сняло ограничения на въезд-выезд «двойных» граждан из Туркмении в Россию и другие страны СНГ, очевидно, дало повод к продолжению российско-туркменского диалога. В первую очередь по гуманитарным вопросам. Дело в том, что согласно туркменскому законодательству действующие ныне паспорта, по которым граждане страны (в том числе имеющие двойное гражданство) могут выезжать за границу, будут действовать до середины 2013 года. А загранпаспорта нового образца, которые будут действовать и позже этого срока, выдаются только тем туркменским гражданам, которые не имеют двойного гражданства. Таким образом, те «двойные» граждане, кто, оставаясь жить в Туркмении, не захотят отказаться от российского гражданства, через три года окажутся в положении невыездных. Следовательно, в течение этого срока российскому руководству, если оно стремится защищать права своих граждан, живущих за рубежом, необходимо каким-то образом окончательно прийти к цивилизованному соглашению с Ашхабадом, учитывающему все международные нормы.
Готовность президента Медведева «снять трубку» в случае, если ему позвонит туркменский коллега, была подтверждена 29 апреля в ходе телефонного разговора между главой МИД Туркмении Рашидом Мередовым и замминистра иностранных дел России Григорием Карасиным. Ашхабад сейчас нуждается в увеличении закупок «Газпромом» туркменского газа. Как уже указывала наша газета
(см. «ВН» от 21 июля), туркменская казна из-за непривычно малых объемов продаваемого газа испытывает ныне дефицит валюты. Поставки в Россию в 2010 году не превысят 12 млрд кубометров газа. Чуть меньше будет продано в Иран, а поставки по новому газопроводу в Китай носят пока технический характер, около 5 млрд кубометров. При этом Пекин не платит живыми деньгами, получая газ в оплату выданных Ашхабаду технических кредитов.
Это привело к тому, что из-за необходимости тратить валюту на поддержание курса туркменского маната (на это, по некоторым данным, уходит до 10 млн долл. ежедневно) в Ашхабаде рассматривают вопрос об отказе оплаты туркменским дехканам до 25% стоимости в валюте за выращенный ими хлопок. Это может стать серьезным ударом по имиджу президента Бердымухамедова, который ввел этот порядок три года назад после прихода к власти. Свидетельством того, что с валютой в стране не все в порядке, стал вновь возникший черный рынок, где доллары, которых не хватает в обменных пунктах, можно купить у менял, которых в Туркмении называют «дайза банк» («тетушкин банк»). Там доллары продают чуть подороже, чем по официальному курсу: три маната за доллар при курсе 2,84 маната за доллар.
Когда Дмитрий Медведев приедет в Ашхабад, еще неизвестно. В официальном сообщении кремлевской пресс-службы о его разговоре с Гурбангулы Бердымухамедовым вообще ничего не говорится о полученном от него приглашении, только о том, что президенты «обсудили перспективы двусторонних контактов на различных уровнях». Ничего не сообщается и о перспективах решения гуманитарных проблем между двумя странами. В Москве вообще об этих проблемах, возникших в последние недели, почему-то публично ничего не сообщали. К Бердымухамедову пока еще, видимо, относятся здесь с известной деликатностью.