|
|
N°133, 29 июля 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Нашли правильные слова
МВФ оценил усилия Китая по повышению курса юаня
Международный валютный фонд не стал употреблять формулировку «существенно недооценен» в отношении китайского юаня. В своем годовом отчете, посвященном КНР, фонд решил иначе отозваться о валютной политике страны. Ранее свою риторику смягчила и американская администрация.
В июне глава МВФ Доминик Стросс-Кан говорил о юане «существенно недооценен». Как отмечается в сообщении фонда, одни члены правления МВФ все же считают, что китайская валюта стоит слишком дешево. Однако другие полагают, что КНР уже добилась значительного сокращения платежного дисбаланса благодаря шагам по усилению потребительской активности внутри страны. «Это свидетельствует о смягчении позиции руководства МВФ в отношении китайского валютного режима, -- сказал Reuters бывший сотрудник МВФ Эсвар Прэсад. -- Из заявлений членов правления следует, что Китай уже совершил серьезное движение к большей валютной гибкости, и этот процесс необходимо продолжать».
Юань вырос на 0,7% к доллару с 19 июня, когда Китай отказался от жесткой привязки курса юаня к американской валюте. В течение почти двух лет Поднебесная сопротивлялась призывам своих торговых партнеров позволить национальной валюте расти, поскольку мировой финансовый кризис вынудил ее стимулировать экономический рост любыми средствами. В июне Народный банк Китая объявил о намерении активизировать реформу механизма обменного курса юаня и повысить его гибкость, учитывая постепенное восстановление мировой экономики и ситуацию на внутреннем рынке страны. По мнению многих экспертов, это был реверанс -- КНР решила не обострять отношения с Западом в преддверии саммита «большой двадцатки». На самом деле китайцам сейчас необходимы торговые преимущества, которые обеспечивает низкий курс юаня, поскольку последние экономические данные свидетельствуют о некотором ослаблении экономической активности.
По мнению г-на Прэсада, экономисты МВФ полагают, что юань по-прежнему недооценен на 5--27% в зависимости от методики расчетов. Несмотря на это, МВФ хотел показать, что он оценил усилия Китая по повышению курса национальной валюты. Фонд старается избежать трений с крупнейшим кредитором США, влияние которого увеличивается. Китай также демонстрирует свое расположение к МВФ. В прошлом году КНР купила бумаг фонда на 50 млрд долл., чтобы пополнить его капитал, а заместитель управляющего Народного банка Китая Чжу Мин начал работать в качестве специального ассистента г-на Стросс-Кана.
Нынешнее изменение риторики МВФ -- уже второй признак успехов Китая в либерализации валютных курсов за последнее время. 8 июля администрация президента Барака Обамы заявила, что юань остается недооцененным, но отказалась объявлять Китай «манипулятором валютных курсов». Это вызвало раздражение американских законодателей, многие из них заявили, что Китай сохраняет «несправедливый» курс юаня для поддержки своих экспортеров, и пригрозили мерами воздействия. В тот же день государственное управление валютного контроля КНР сообщило, что Китай «сохранит стабильность обменного курса своей национальной валюты на разумном и сбалансированном уровне».
Китайцы продолжают утверждать, что проблемы США и других западных стран не связаны с валютной политикой Поднебесной. «Торговый дефицит США с Китаем не имеет ничего общего с курсом юаня», -- написал в среду профессор Университета международного бизнеса и экономики Хэ Вэйвэнь в китайской газете "Жэньминь жибао", являющейся главным печатным органом КПК.
Николай КОЧЕЛЯГИН