Время новостей
     N°133, 29 июля 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  29.07.2010
Самолеты в штатском
Гражданская авиация побеждает военную
Международный авиасалон в английском Фарнборо, закончивший работу в эти выходные, прошел под знаком триумфа гражданской авиации. Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) оценивает общую прибыль мировых авиакомпаний в этом году в 2,5 млрд долл. против 9,9 млрд долл. потерь в 2009 году. В военной авиации дела далеко не так успешны. Сокращены (и имеют перспективу к дальнейшему урезанию) оборонные бюджеты ЕС и США. Как результат, военно-транспортный А400М, заказанный семью странами -- членами НАТО, задержался на четыре года. У истребителя «Еврофайтер F-35» задержка более двух лет. Экспозиция на «Фарнборо-2010» крупнейшей оборонной корпорации «Локхид Мартин» вдвое скромнее, нежели здесь же два года назад.

И хотя российские компании в Фарнборо заключили контракты на 10 млрд долл., военной продукции в этой сумме немного. Более того, российских производителей и продавцов военной авиатехники в Великобритании ожидало несколько неприятных сюрпризов.

Во-первых, ключевым событием авиасалона стало появление там двух истребителей JF-17 Thunder китайско-пакистанского производства. Эти самолеты уже есть на вооружении ВВС Пакистана. До Фарнборо они долетели с дозаправками на аэродромах Саудовской Аравии и Турции. JF-17 заинтересовалась Турции, некоторые ближневосточные и африканские государства. В противовес известным крупным авиастроительным корпорациям, включая российские, которые предлагают покупать дорогие «навороченные» истребители, пакистанцы выставляют недорогой (15 млн долл.), легкий тактический многоцелевой сверхзвуковой современный боевой самолет.

Он может нести ракеты класса «воздух--воздух» и «воздух--земля», авиабомбы, в том числе с лазерным наведением, способен развивать скорость до 2,2 тыс. км в час, дальность его полета -- около 3 тыс. км. Вооружение -- двуствольная 23-мм пушка, у самолета семь точек подвески ракет, свободнопадающих и корректируемых бомб, подвесных топливных баков.

Пакистанские ВВС собираются иметь у себя не менее 150 таких самолетов. Не исключено, что заказ будет увеличен до 250 машин. Правительство Египта ведет переговоры с Пакистаном о совместном производстве JF-17. В Египте может быть открыто предприятие по сборке самолетов. В Китае JF-17 выпускается под названием Chengdu FC-1. От пакистанской версии он отличается авионикой, остальные параметры совпадают. Китайско-пакистанская новинка может перейти дорогу некоторым потенциальным российским контрактам в странах третьего мира.

Второй неприятный сюрприз для российского авиапрома: Китай заканчивает испытания самолета -- копии российского Су-33. «У нас есть вопросы к китайским коллегам по самолету Су-33 и самолету Су-27 по лицензионной программе, -- сказал во время салона генеральный директор компаний "Сухой" и "МиГ" Михаил Погосян. -- Этот вопрос мы будем решать путем переговоров, в рамках подписанных между нашими странами соглашений, в том числе по защите интеллектуальной собственности». Но, пожалуй, представители российского ВПК спохватились поздно. «Никакая копия не может сравниться с оригиналом», «мы не боимся конкуренции, наш технический уровень на порядок выше китайских разработок» -- эти заверения российских авиастроителей не убеждают в том, что проблему с китайскими "клонами" российских истребителей удастся решить.

И возразить особо нельзя, поскольку, как сказал в Лондоне первый заместитель директора Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Александр Фомин, у нас нет юридических оснований для предъявления КНР претензий. К тому же, возможно, поднимать шум -- себе дороже. Китай остается покупателем российских вооружений. В Кумертау продолжается строительство палубных вертолетов по заказу Китая. Предполагается поставка девяти вертолетов Ка-28 и девяти Ка-31. Уже началась приемка первых вертолетов китайскими заказчиками.

Россия продает и двигатели для китайских истребителей. Тем самым, считают эксперты, мы собственноручно создаем себе конкурента на мировом авиарынке. Правда, «Рособоронэкспорт» настаивает на том, что поставка китайских истребителей в Пакистан не создает для России конкуренции, поскольку у нас нет прямых контрактов с Пакистаном.

Третья неприятность, объявленная в Фарнборо тем же Александром Фоминым: Россия выбыла из бразильского тендера на поставку 120 многоцелевых истребителей. Наш перспективный истребитель Су-35 не прошел в «короткий список» участников тендера. Если по каким-то причинам результаты бразильского тендера будут отменены, «Россия с удовольствием вернулась бы к участию в нем». Это последнее заявление говорит о глубоком сожалении россиян по поводу поражения.

Пытаясь сгладить впечатление от неприятных сюрпризов, руководители российского ВПК старались заверить журналистов во время "Фарнборо-2010", что в целом все не так плохо. Портфель заказов на российское вооружение и военную технику сегодня составляет около 45 млрд долл., в 2010 году оружейный экспорт превысит 9 млрд. На самолеты и вертолеты приходится более половины российского военного экспорта. По оценкам Михаила Погосяна, около 300 самолетов этих марок будут поставлены на рынок до 2015 года. Примерно 40% из них -- для Минобороны России, 60% -- на экспорт.

Первый заместитель министра обороны Владимир Поповкин и вовсе нарисовал замечательную перспективу: для Вооруженных сил России до 2020 года будет закуплено около тысячи вертолетов различного назначения. В Ульяновске возобновится производство Ан-124 «Руслан». Продолжатся работы по российско-украинскому транспортнику Ан-70, по самолетам Ил-112, Ил-476 и модернизированному Ил-76МД. С 2013 по 2015 год военные собираются купить десять перспективных истребителей пятого поколения Т-50 (ПАК ФА), а с 2016 года -- еще 60 таких машин со всей номенклатурой вооружения.

Заключены долгосрочные контракты на многофункциональные истребители Су-35С и штурмовики Су-34 -- всего будет приобретено 80 единиц. Учебно-боевой Як-130 начинает поступать в войска. Владимир Поповкин не исключил, что по итогам салона в Фарнборо будет уточнено техническое задание российским производителям по беспилотникам.

«Рособоронэкспорт» реализует два контракта на поставку во Вьетнам многофункциональных истребителей Су-30МК2. Два военно-транспортных Ил-76МФ будут поставлены в Иорданию в следующем году. Представители госпосредника не исключают, что Бразилия закупит дополнительную партию вертолетов Ми-35 -- с этой страной уже был подписан контракт на поставку 12 вертолетов.

Корпорация "Сухой" планирует до конца 2010 года завершить переговоры с зарубежными партнерами об экспортных поставках многофункционального истребителя Су-35. Заместитель генерального директора "Рособоронэкспорта" Александр Михеев пообещал: первый экспортный контракт на Су-35 может быть подписан до конца этого года. Идут переговоры со странами Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока и Южной Америки. Серийные экспортные поставки планируются на 2012 год. Г-н Поповкин оценивает потребность ВВС в истребителях пятого поколения в 50--100 машин.

Первые контракты в рамках российско-индийских программ разработки истребителя пятого поколения и перспективного военно-транспортного самолета MTA могут быть подписаны также до конца года. Межправительственные соглашения по этим программам уже заключены, все решения на уровне президентов и правительств двух стран приняты. Корпорация "Оборонпром" и индийская компания Vectra Group подписали на «Фарнборо-2010» контракт на поставку четырех вертолетов Ка-32 на 30 млн евро. Это фактически открытие индийского рынка для российских вертолетов.

При этом руководители российского ВПК отметили, что ситуация изменилась и надо реагировать на нее более активно. Большие надежды возлагаются на масштабную госпрограмму вооружений на 2011--2020 годы, которая будет принята в ближайшее время. Одновременно с ней примут и программу по развитию оборонно-промышленного комплекса до 2020 года. «Оба документа будут утверждены президентом в этом году», -- сказал Владимир Поповкин.

По ГПВ-2020 финансирование будет увеличено почти вдвое -- почти до 20 трлн руб. Ежегодно на гособоронзаказ пойдет не менее 2 трлн руб. (сегодня 1,3 трлн руб.). В процентном отношении к ВВП произойдет увеличение с 2,9 до 3,5--4%, впервые в постсоветской истории. Напомним, США тратят на оборону около 4% ВВП, Англия и Франция -- около 2%, Китай и Германия -- 1,4%. В отличие от предыдущих госпрограмм вооружений ГПВ-2020 будет носить обязательный характер -- ее должны утвердить парламентарии. С предприятиями оборонки будут заключаться контракты на сроки более трех лет. Возможно, эти меры вдохнут новую жизнь в отечественную военную авиацию.

Николай ПОРОСКОВ, Лондон--Москва