Время новостей
     N°132, 28 июля 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  28.07.2010
Нам любые дороги дороги
Государство не решилось на отмену транспортного налога
В ближайшие годы российским автомобилистам обещаны улучшение качества дорог и строительство новых трасс. По крайней мере, правительство решило значительно увеличить объем финансирования дорожного хозяйства. Заплатить за это предложено самим автомобилистам. За счет постепенного повышения топливного акциза водители пополнят бюджет суммой в три раза большей, чем с них собирается сейчас с помощью транспортного налога. При этом сам транспортный налог теоретически может быть снижен, а для машин небольшой мощности - даже отменен, но только если на это решатся власти регионов.

Предложения правительства о формировании федерального дорожного фонда и об источниках его наполнения были одобрены в понедельник президентом Дмитрием Медведевым. Об этом сообщили вчера на брифинге в Белом доме вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин и министр транспорта Игорь Левитин. Окончательное решение будет принято кабинетом министров в течение ближайших двух месяцев, а к сентябрю подготовят необходимые поправки в федеральное законодательство -- в Налоговый и Бюджетный кодексы, закон о бюджете на 2011--2013 годы, которые внесут в Государственную думу. Именно за депутатами, как особо отметил г-н Кудрин, «Единой России» останется последнее слово в деле возрождения дорожных фондов и в определении источников и объемов их финансирования.

Пока, по расчетам Минфина, в 2011 году в федеральный дорожный фонд поступит 378 млрд руб. (из которых 34 млрд направят регионам для приведения в порядок дорог крупных городов), в 2012-м -- 348 млрд, в 2013-м -- 408 млрд руб. В 2010 году на дорожное хозяйство в федеральном бюджете предусмотрено 280 млрд руб. «Таким образом, объем средств, выделяемых на содержание и строительство дорог, увеличится на 60%», -- подвел итог министр финансов.

Основным источником дополнительного пополнения дорожного фонда будет, как выразился Алексей Кудрин, «постепенное, очень плавное повышение акциза на топливо -- на 1 руб. в год» в 2011--2013 годах. «Много это или мало?» -- спросил министр и сам же ответил в том духе, что «немного». «В прошлом году цены на бензин выросли на 3 руб. и без всякого повышения топливных акцизов, -- изложил позицию своего ведомства г-н Кудрин. -- Цены на бензин больше меняются от мировой конъюнктуры на нефть, чем от акцизов, которые мы вводим». Поэтому он не видит «значимого повышения, которое существенно подтолкнуло бы инфляцию».

К тому же министр весьма оптимистично предположил, что нефтедобывающие компании для расширения своих продаж и увеличения доли на рынке топливной розницы не станут перекладывать повышенный акциз на своих потребителей, а заплатят его «за счет уменьшения своей прибыли».

Президент Российского топливного союза Евгений Аркуша в такой сценарий не верит. «Альтруистов нет. Это же бизнес -- у всех есть акционеры, бизнес-планы. Конечно, компании можно, используя всякие административные рычаги, заставить это делать, но по своей воле -- я сомневаюсь», -- заявил «Времени новостей» он.

От повышения топливных акцизов выиграет в финансировании и региональное дорожное хозяйство. В 2011 году дополнительные поступления от акциза в бюджет составят 82,9 млрд руб., из которых 34 млрд руб. пойдут в регионы на ремонт дорог крупных городов. В 2012 году из 174 млрд дополнительных акцизных сборов 50%, или 87 млрд руб., будут перечислены на решение региональных дорожных проблем. В 2013 году из общих сборов в 279 млрд руб. в распоряжении субъектов федерации окажутся дополнительные 139,7 млрд руб. Как пояснил министр финансов, 50% сборов дополнительного акциза начиная с 2012 года будет уходить в региональные бюджеты автоматически, без зачисления в федеральный. Распределение средств между субъектами федерации будет происходить по формуле, учитывающей протяженность автомобильных дорог и численность автомобилей. Правда, сама формула, по словам министра, может претерпеть некоторые изменения.

Одновременно, по настойчивым просьбам некоторых регионов, где неплохо собирается транспортный налог, этот вид фискальных сборов решено сохранить. Транспортный налог полностью идет в региональные бюджеты, и право окончательно устанавливать его ставки на основе базовых также принадлежит субъектам федерации. Министр финансов лишь сообщил о намерении федерального центра снизить вдвое базовые ставки этого сбора, закрепленные в Налоговом кодексе. При этом данное в прошлом году право регионам вдесятеро увеличивать или уменьшать эти ставки за субъектами федерации сохранится (до этого у регионов было право впятеро отклоняться от базовых ставок). Поскольку расширением своих прав регионы воспользоваться еще не успели, то в итоге двукратное снижение базовых ставок позволит местным властям при желании сохранить транспортный налог в прежнем размере.

Как сообщил «Времени новостей» руководитель проектов сектора «Муниципальные финансы» Института экономики города Дмитрий Жигалов, подавляющее большинство регионов устанавливают ставки транспортного налога для различных категорий средств передвижения в конкретных суммах в рублях.

«Еще один элемент гибкости», по словам Алексея Кудрина, предлагаемый регионам, -- это разрешение субъектам федерации полностью отменять транспортный налог для автомобилей мощностью до 150 лошадиных сил.

Но никаких дополнительных рычагов воздействия на местные власти, чтобы заставить их снизить или отменить транспортный налог, федеральный центр использовать не предполагает. Отвечая на вопрос «Времени новостей», Алексей Кудрин заявил: «Каждый субъект примет для себя решение, что важнее -- строить дороги или минимизировать транспортный налог. У кого хорошее положение с дорогами -- пойдут на более быстрое снижение транспортного налога. У кого дороги хуже -- наверное, они постараются сохранить этот налог для дорожного строительства». В то, что регионы откажутся от транспортного налога, похоже, не верит даже сам г-н Кудрин. «Если субъекты будут получать почти весь транспортный налог и дополнительные средства из федерального бюджета, то к 2013 году это повысит ремонт и строительство дорог в регионах примерно на 50%», -- уже подсчитал Минфин.

Создание региональных дорожных фондов и закрепление за ними определенных источников доходов тоже не будет обязательным. Транспортный налог, как и сейчас, останется «неокрашенным». Такими же «бесцветными» могут быть дополнительные средства, которые поступят в распоряжение региональных бюджетов от половины повышенного топливного акциза. Местные власти при желании по-прежнему будут иметь право направлять эти деньги на решение других, более насущных проблем, чем ремонт и строительство автомобильных дорог.

Сомнения в том, что все региональные власти эффективно используют пролившийся на них дождь дорожных денег, есть даже у министра Кудрина. Причем в отношении одного из самых славных своими программами дорожного строительства региона -- Москвы. «Москва недостаточно заботится о своих дорогах, и значительные доходы своего бюджета не направляет пропорционально задачам, которые стоят перед правительством города», -- заявил вчера г-н Кудрин. Данные московских властей об объемах финансирования дорожного строительства министр назвал несопоставимыми: «Все туда сложено, что можно и нельзя». Он пообещал в скором времени обнародовать расчеты министерства о реальных расходах Москвы на дорожное хозяйство.

О других источниках пополнения федерального дорожного фонда вкратце рассказал министр транспорта Игорь Левитин. Это сборы за пользование федеральными трассами с большегрузных автомобилей грузоподъемностью свыше 12 тонн, которые будут введены в ближайшие годы после оборудования дорог специальными контрольными техническими устройствами. Появится сбор с иностранных грузовых автомобилей свыше 12 тонн, которые будут пересекать российскую территорию транзитом. Возможно, дополнительно придется раскошелиться перевозчикам особо тяжеловесных и негабаритных грузов.

Собранные из всех источников средства позволят федеральному дорожному фонду к 2015 году выйти на финансирование текущего ремонта дорог на уровне 85% от нормативного, сегодня эта цифра составляет 30--32%. «Практически вся сеть федеральных автомобильных дорог (45 из 54 тыс. км), на которые приходится более 50% всего грузооборота автомобильного транспорта страны, будет приведена в нормативное состояние», -- заверил министр Левитин. Предполагается построить 14 тыс. км новых трасс, в том числе 10 тыс. км в регионах. Намечено довести до нормативного состояния к 2015 году 1000 мостовых переходов, находящихся сейчас в наиболее аварийном состоянии.

Принципиальное решение проблемы топливных льгот для сельхозпроизводителей было облечено главой Минтранса в более наглядное обязательство: с 2011 года все сельские дороги до населенных пунктов, где живет свыше 125 человек, начнут обеспечиваться твердым покрытием. Сделано это будет за счет денег федерального дорожного фонда: с 2011 года будет выделяться по 5 млрд руб. в год, а с 2013-го -- 7 млрд руб. То есть примерно тех самых средств, которые будут собраны в него за счет сельских потребителей топлива в результате дополнительного повышения для них топливного акциза. Всего на строительство сельской дорожной сети потребуется 44 млрд рублей.

Бороться за повышение эффективности использования денег, выделенных на содержание и строительство дорог, министр транспорта пообещал за счет повышения прозрачности расходов. Для этого сейчас проводится работа по изменению строительных норм в дорожном строительстве. Завершить этот труд предполагается к концу года. Независимый строительный контроль будет подкреплен участием в финансовом контроле банков, которые займутся финансированием строительства дорог.

Минтранс намерен нанести серьезный удар по стереотипу, в соответствии с которым дорожное строительство в России стоит в несколько раз дороже, чем в других странах. Для этого министерство намерено разделить стоимость подготовки территорий к строительству новой трассы (выкуп земли, расселение жителей, перенос коммуникаций) и само строительство дороги. «Это более объективно покажет, сколько стоит 1 км дороги в России», -- утверждает г-н Левитин. При этом финансироваться оба направления работ будут все равно из федерального дорожного фонда.

«Потенциал акциза примерно в три раза больше транспортного налога», -- признал министр финансов. В значительной степени эта мера, но не только она (см. «Время новостей» от 22 июля) позволит выйти на бездефицитный бюджет к 2015 году.

Сообщество автомобилистов шокировало решение правительства повысить топливный акциз и сохранить при этом транспортный налог. Лидер движения автомобилистов «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков считает это «нарушением публичных обещаний». «Повышение акциза еще терпимо. Можно было бы затянуть немного пояса, зная, что деньги идут на благое дело, а не просто в общий котел», -- полагает активист. Но сохранение при этом транспортного налога чревато социальным взрывом. «Кроме обычных автомобилистов это затронет грузоперевозчиков, многие из которых работают с минусовой рентабельностью. А их собираются обложить еще и отдельным налогом для большегрузных автомобилей. Транспортникам ничего другого не остается, как выходить на массовые акты протеста, за которые сейчас предусмотрено в Уголовном кодексе до двух лет лишения свободы», -- предупреждает г-н Лысаков.

Глава «Движения автомобилистов России» Виктор Похмелкин тоже не верит, что нынешние руководители ведомств способны выполнить обещание вывести состояние дорог до нормативного состояния. «Что мешало за десять лет, когда были огромные цены на нефть, реально улучшить ситуацию? -- спрашивает г-н Похмелкин. -- Время упущено». Согласен с ним даже Евгений Аркуша из Российского топливного союза: «Топливные акцизы повысят. Насчет строительства -- это большой вопрос».

Реальным последствием принятого правительством решения будет повышение цен на бензин. «Если Кудрин думает, что повышение в 3 руб. в прошлом году никто не заметил, то он глубоко ошибается», -- предупреждает г-н Похмелкин. При этом он уверен, что надежды на снижение транспортного налога безосновательны: «От и без того обескровленных субъектов федерации ждать поблажек нам не приходится».

Андрей СУСАРОВ