В середине июля на территории трех из шести военных округов России закончились крупнейшие в постсоветской истории оперативно-стратегические учения «Восток-2010»
(см. "Время новостей" от 15 июля). В учениях были задействованы все части постоянной готовности Дальневосточного и Сибирского военных округов, Тихоокеанского флота и Приволжско-Уральского военного округа. Главной задачей учений была проверка правильности решения о создании четырех оперативно-стратегических командований (ОСК) на месте шести военных округов, а на месте главкоматов сухопутных войск, ВВС и ПВО, а также ВМФ -- структурных подразделений Генштаба. Это решение является ключевым в нынешней масштабной реформе российских вооруженных сил. Предполагается, что новая структура армии даст возможность резко сократить этапы прохождения команд с 16 уровней до трех, повысит их точность и достоверность. 6 июля президент Дмитрий Медведев подписал указ о создании ОСК. Часть полномочий органов центрального управления, а также тех, что ранее возлагались на главкоматы, переходит к ОСК.
Учения «Восток-2010» превзошли по размаху и мощи не только
прошлогодние учения «Запад-2009». Даже в советское время не осуществлялись такие масштабные переброски войск и техники на такие расстояния. Особый интерес вызвал беспосадочный перелет более двух десятков фронтовых бомбардировщиков Су-24 из Ростовской области на Дальний Восток с тремя (!) дозаправками в воздухе.
Интересно, что в 2006 году для проверки на практике плана перехода к системе региональных командований были проведены учения «Байкал-2006», которыми командовал тогдашний начальник Генштаба Юрий Балуевский. В учениях принимали участие те же Сибирский и Дальневосточный военные округа, в том числе командующий войсками СибВО генерал Николай Макаров, который теперь в качестве начальника Генштаба командовал «Востоком-2010». Тогда не удалось переломить сопротивление командующих округами, не желавших делиться полномочиями с командующими ОСК. Теперь командующие войсками округов, правда, не все, становятся командующими ОСК, и идея начинает материализовываться. Не менее интересно и то, что переход к такой структуре управления был предусмотрен решением Совета безопасности еще в 2005 году.
Однако на самом деле идея перехода от округов к объединенным командованиям была разработана гораздо раньше, еще в применении к Советской армии, а разработчиком ее был начальник Генштаба (1977--1984) маршал Николай Огарков.
Он стал известен всему миру в одночасье 9 сентября 1983 года, после выступления на пресс-конференции по поводу сбитого советской ПВО над Камчаткой южнокорейского "Боинга". Маршал заявил, что под прикрытием пассажирского лайнера рядом с ним следовал американский самолет-разведчик. Пресса западных стран тут же окрестила его "ястребом".
Несмотря на мнение Запада об Огаркове как о крайнем консерваторе, именно там его высоко ценили как специалиста. В СССР это в свою очередь расценивалось как провокация, которая должна была столкнуть Огаркова с его непосредственным начальником -- министром обороны Дмитрием Устиновым, назначенным Брежневым в 1976 году. В 1979 году журнал "Штерн" назвал Огаркова "восходящей звездой", а в вышедшем в Лондоне в 1987 году издании "Высшее военное руководство СССР", в котором анализировалась деятельность четырех министров обороны и их начальников Генштаба, половина книги была посвящена именно Огаркову.
Свою деятельность на посту замначальника Генштаба в 1968 году он начал с изучения ошибок в подготовке к Великой Отечественной войне, которые были раскрыты в трудах Института военной истории под его руководством. Именно в этот период он решил заняться перестройкой органов управления армии, которую считал наиболее существенной частью военной реформы. Инструментом такой перестройки он считал главные командования на стратегических направлениях (на театрах военных действий, в современной терминологии), которые улучшили бы взаимодействие между видами и родами войск и укрепили бы единоначалие в боевых частях (частях постоянной готовности).
На идею объединенных командований Огарков натолкнулся, изучая опыт Отечественной войны. 10 июля 1941 года были созданы главные командования войск на стратегических Северо-Западном, Западном и Юго-Западном направлениях. Командующим Западным направлением стал Георгий Жуков. Однако главкоматы стали лишь промежуточным звеном между Ставкой Верховного главнокомандующего и фронтами, которые тогда вплотную приблизились к Москве, и не получили ни полномочий, ни войск, ни связи.
В 1945 году все встало на свои места, когда главкому войск Дальнего Востока Александру Василевскому поручили вести войну с Японией. Он получил планы, полномочия, войска. Результат известен. Разгром Квантунской армии сыграл главную роль в военном поражении Японии, в то время как атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки были направлены скорее против гражданского населения и на подрыв боевого духа императорской армии...
Когда в 1978 году для Советского Союза снова назрела опасность на Дальнем Востоке, вновь было создано Главное командование войск ДВ под руководством генерала Петрова, который получил полномочия вплоть до назначения командиров полков (что раньше было прерогативой Министерства обороны), установил взаимодействие с соседними государствами. Положение войск на Дальнем Востоке резко улучшилось.
В качестве начальника Генштаба (1977--1984) Огарков продолжил линию на создание главных командований на стратегических направлениях, повышение управляемости и боеготовности войск на основе ежегодных учений ("Запад", "Восток", "Осень"), в том числе коалиционных войск Организации Варшавского договора, оснащение войск высокоточным оружием.
Основной разлом в отношениях Устинова с Огарковым произошел по поводу введения советских войск в Афганистан. Перед принятием решения Огарков, его заместители Ахромеев и Варенников доказывали: намеченные к вводу четыре дивизии (75 тыс. человек) задачи не решат.
В конце концов в 1984 году Огарков узнал о своем назначении на новый пост -- главкома войск Западного направления со штаб-квартирой в Легнице (Польша). Таким образом, он возглавил свое детище и должен был на практике показать его жизненность. Однако, даже будучи начальником Генштаба, Огарков не смог добиться для главкомов стратегических направлений существенных полномочий. Политбюро ЦК КПСС, Минобороны хотели все решать в центре и делегировать полномочия главкоматам не собирались. И хотя под началом Огаркова находилось до 40% войск Советского Союза, ненужным оказался не только опыт маршала, но и сам главкомат, ликвидированный в 1991 году.
На Западе традиционной практикой, сохранившейся до наших дней, является назначение главкомов на театры военных действий и наделение их максимальными полномочиями. Генерал Дуайт Эйзенхауэр не только командовал коалиционными войсками, но и контактировал со Сталиным с целью повышения боевого взаимодействия с Красной армией. Он разрабатывал план операций, после обсуждения в комитете начальников штабов (КНШ) план утверждался на конференции глав государств и исполнялся главкомом. В 1958 году уже президент Эйзенхауэр говорил конгрессу: "Мы не можем позволить себе, чтобы характер нашей обороны определялся различающимися между собой взглядами видов ВС... Позволить себе в такое время административную путаницу и межвидовые дебаты означало бы навлекать на себя катастрофу". В связи с этим он предложил превратить боевые силы в объединенные оперативные командования.
Успех учений «Восток-2010» и в целом успешное строительство ОСК могут стать свидетельством того, что прагматический подход «дальновидного ястреба» Огаркова к строительству ВС возобладал над местническими интересами армейской элиты. Правда, неизвестно, было ли создано для проведения учений «Восток-2010» хотя бы подобие ОСК «Восток», или это вопрос ближайшего будущего. Ведь уже с 1 декабря 2010 года по указу президента России объединенные стратегические командования должны заменить военные округа.
КПРФ призывает провести парламентское расследование и специальное заседание Государственной думы по вопросу о реформе вооруженных сил, которая, по мнению партии, "фактически обезоруживает Россию", сообщила вчера партийная пресс-служба. "КПРФ призывает президента РФ -- Верховного главнокомандующего Вооруженными силами РФ остановить дальнейшую ломку нашей армии и прекратить реформы, которые могут привести к катастрофическим последствиям для национальной безопасности России", -- отмечается в заявлении председателя ЦК КПРФ Геннадия Зюганова.
В заявлении, в частности, утверждается, что в процессе перехода к новому облику российских вооруженных сил "ликвидируется создававшаяся веками оптимальная структура армии, отвечающая интересам России, резко ослабляется мобилизационная готовность страны, рушится система военных учебных заведений и военной науки, фактически уничтожен наш славный офицерский корпус".
"Только что ликвидирована существовавшая веками система военных округов. Вместо них по американским лекалам созданы невразумительные стратегические командования. Очевидно, что бесконечная модернизация военных структур неизбежно ведет к утрате управляемости войсками", -- цитирует пресс-служба заявление главы КПРФ.
По мнению лидера коммунистов, ликвидация воинских частей, учебных заведений и органов управления вооруженных сил ведет к высвобождению армейской собственности в виде зданий и земельных участков в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах России, а это создает "безбрежные возможности для коррупции". В КПРФ называют военные реформы "фактически обезоруживающими Россию и создающими в самом ближайшем будущем условия для военного шантажа нашей страны или для прямой агрессии". "ВРЕМЯ НОВОСТЕЙ"