|
|
N°131, 27 июля 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Движение-31» минус один
Готовность правозащитников к компромиссу может расколоть оппозицию
Необходимость легализовать проходящую каждое 31-е число на Триумфальной площади акцию в защиту 31-й статьи Конституции, гарантирующей гражданам свободу собраний, и избежать неприятных столкновений с ОМОНом, похоже, вынуждает некоторых представителей оппозиции идти на компромиссы с властями. В конце минувшей недели одна из заявителей акции, глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева дала понять, что на проведение митинга 31 августа от оппозиции может быть подано сразу две заявки, причем во второй в числе организаторов не будет значиться Эдуард Лимонов, нахождение которого в центре города очень не устраивает чиновников из администрации президента. Готовность г-жи Алексеевой к поиску компромисса уже поддержал уполномоченный по правам человека при президенте Владимир Лукин, но в то же время очевидно, что это грозит очередным расколом и без того неоднородных сил оппозиционеров.
О готовности идти на компромиссы с властями глава Московской Хельсинкской группы заявила в своем блоге в минувшую субботу. «Уступка в виде изменения состава заявителей, с нашей точки зрения, не является принципиальной, если подателями новой заявки будут известные активисты движения «31», -- отметила г-жа Алексеева. Впрочем, в беседе с корреспондентом «Времени новостей» Людмила Алексеева подчеркнула, что она останется «в связке» с заявителями акции -- лидером недавно созданной партии «Другая Россия» Эдуардом Лимоновым и членом движения «Левый фронт» Константином Косякиным». «Я еще не общалась с Лимоновым, но ни о каком предательстве не может быть и речи. Я подавала заявку на акцию 31 июля вместе с ним и в дальнейшем собираюсь продолжить эту практику», -- пообещала г-жа Алексеева.
Напомним, что первые сообщения о переговорах между устроителями митингов в защиту 31-й статьи Конституции и властями начали поступать в середине июля, после того, как чиновники из префектуры Центрального административного округа неожиданно запретили прокремлевскому молодежному движению «Россия молодая» организовать также уже ставшую традиционной акцию «День донора», призванную не допустить появления оппозиции на Триумфальной площади. 14 июля информацию о поступивших предложениях убрать из списка заявителей г-на Лимонова подтвердил один из лидеров движения «Солидарность» Борис Немцов. Г-н Немцов назвал эти предложения гнусными, а Эдуард Лимонов -- попыткой расколоть «Движение-31». Такая реакция «несогласных», видимо, не устроила власти, поскольку в этот же день чиновники объявили о проведении 31 июля на Триумфальной площади авто- и мотофестиваля, а несколько дней спустя оповестили оппозиционеров о том, что их заявка отклонена.
В появившемся вскоре после этого совместном заявлении главы МХГ и другого известного правозащитника Сергея Ковалева отмечалось, что предложенное условие убрать из списка заявителей неугодные властям персоны, -- «незаконно и антиконституционно». «Но, -- задаются вопросом правозащитники, -- если это единственное возможное и достойное решение? В самом ли деле компромисс с властью являлся бы проигрышем «Движения-31» и шагом, неприемлемым по нравственным причинам? Мы полагаем, что при строго определенных условиях вариант компромисса заслуживает самого серьезного обсуждения». Комментируя предложения чиновников, правозащитники отмечают, что, «если для властей так важны именно подписи под этой заявкой, а не ее суть, пусть удовлетворят заявку за приемлемыми для них подписями, митинг-то будет общим!»
По словам Людмилы Алексеевой, оппозиционеры в целом критически отнеслись к предложениям правозащитников, считая их раскольническими. «Мне говорят, что я не знаю, что делаю. Я, конечно, с уважением отношусь к людям, которые выходили на площадь. Но, получив дубинкой по спине, они вдруг решили, что все знают о том, как защищать права человека. У меня 40-летний опыт в сфере защиты прав человека, и для меня важно, чтобы люди, выходящие на Триумфальную, возвращались оттуда целыми и невредимыми», -- объяснила мотивы своего заявления г-жа Алексеева.
Сам же Эдуард Лимонов, фигура которого невольно становится разменной монетой в заочной дискуссии между властью и правозащитниками, ожидаемо резко отнесся к инициативе Людмилы Алексеевой и Сергея Ковалева. «Это целование туфлей власти», -- заявил он в беседе с корреспондентом «Времени новостей». Оппозиционер не боится «раскола в стане «несогласных», поскольку, по его мнению, реакция общественности, в том числе и в блоге г-жи Алексеевой, говорит о том, что «все единодушно против компромиссного решения» проблемы Триумфальной площади.
В свою очередь уполномоченный по правам человека при президенте РФ Владимир Лукин, на которого в последнее время обрушился шквал критики со стороны включенных во властную вертикаль общественников за «политизированный» и «тенденциозный», по их мнению, доклад по поводу действий правоохранительных органов в отношении «несогласных» на акции 31 мая, положительно оценил установку правозащитников на диалог с властями. «Диалог на эту тему я активно поддерживаю и надеюсь на его успех. По-моему, эта инициатива свидетельствует о зрелости ее авторов, равно как о незрелости и некотором мазохистском инфантилизме тех, кто противится такому подходу. Надеюсь, что и авторы это текста, и поддерживающие их люди, и власти, наконец, договорятся между собой и конфликт будет исчерпан», -- цитирует слова омбудсмена Интерфакс.
При этом уполномоченный еще раз показал, на чьей он стороне в длящейся уже два года борьбе за Триумфальную между властями и оппозицией. По мнению г-на Лукина, граждане России в соответствии с Конституцией обладают правом на выражение своей позиции мирным путем, «в том числе и путем массовых акций, а власти обязаны обеспечить эти права на практике».
Вячеслав КОЗЛОВ