|
|
N°143, 09 августа 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Женская консультация
«Милашка» на московских киноэкранах
Если на развешенных по всему городу афишах ваше периферийное зрение вдруг углядит трех стоящих плечиком к плечику красоток с Кэмерон Диас по центру -- не верьте глазам своим. Это вовсе не реклама долгожданного продолжения «Ангелов Чарли», как можно было на секунду подумать. Это всего лишь «Милашка», мелодраматическая комедия Роджера Камбла. История трех подружек (Диас, Кристина Эпплгейт и Сельма Блэйр), у каждой из которых полно проблем в личной жизни, комплексов и прочих женских неурядиц, но в глубине сердец все равно теплится надежда на настоящее счастье, которое вот-вот постучится в двери.
Впрочем, назвать «Милашку» комедией мелодраматической можно только с изрядной натяжкой. В том, что касается душещипательности, дела обстоят совсем скверно. Оно и понятно: придумывать по-настоящему романтические диалоги куда сложнее, чем гоготать над украшенными пирсингом мужскими причиндалами. Поэтому робкое дыхание светлого чувства обозначается форменным белым шумом, ничего не значащим переливанием из пустого в порожнее, утомительной и несмешной жвачкой: «Ты чего?» -- «Я ничего. А ты чего?» -- «И я ничего» (и это при том, что тех же помянутых «Ангелов Чарли» украшали на самом деле блистательные репризы Кэмерон Диаз, в том числе хрестоматийное «Я люблю билеты»). Да и притянутый за уши (хотя в стилистике картины было бы уместнее вспомнить какую-нибудь другую часть тела) приторный финал вряд ли заставит кого-нибудь по-настоящему растрогаться. Не этого ждут от фильма зрители, подогретые рекламным роликом. А шуток про пятна семени на новом платье, вывернутый с корнем писсуар и желудочно-кишечные последствия злоупотребления соусом карри. Вот уж этого добра в «Милашке» навалом. Есть даже совершенно запредельная сцена, в которой героине Кэмерон Диас чуть было не выбивают глаз мужским половым органом, показанным -- неожиданно для мейнстримовой картины -- во всей своей красе. Диас и раньше приходилось иметь дело с сомнительными остротами в фильме «Все без ума от Мэри» братьев Фаррелли. Камбл считается другом и соратником братьев и, как сообщается, принимал участие в написании сценариев нескольких их фильмов. Теперь можно не сомневаться -- все самые тупые и непристойные шутки, которые мешали широкой публике разглядеть в Фаррелли вполне себе тонких лириков и хороших режиссеров, придумал именно он. А уж в своем собственном фильме разгулялся на полную катушку. В результате героини «Милашки» ведут себя совсем уж отвратительно и напоминают малосимпатичного героя метрополевского рассказа Виктора Ерофеева «Ядрена феня», который пристально изучал надписи на стенах общественной уборной (ровно такой же эпизод в фильме тоже есть).
Главная беда фильма в том и состоит, что он не просто грубый, а вполне физиологически неприятный. Какой-то санитарно-гигиенический. Подобно неопрятному и похотливому вуайеру-трясуну, камера наблюдает за героинями в туалетах, кабинках для переодевания, ванных комнатах -- то есть там, куда не принято заглядывать не потому, что не хватает смелости, а потому, что это просто не принято. Неприлично по какому-то самому большому счету. В «Милашке» начисто отсутствует элементарный стыд, который отличает человека от прямоходящего скота. И после сеанса возникает острая потребность вымыть руки -- как после посещения места общего пользования. Самое поразительное, что автором сценария всей этой малоаппетитной бурды оказалась барышня -- Нэнси Пиментал. Что же, видимо, не зря говорят, что задушевные разговоры в чисто женской компании никогда не сравнятся по уровню цинизма и похабщины ни с какой казармой или пивной. Волос долог -- ум короток.
Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ