Руководство Московского метрополитена подтверждает крайнюю неповоротливость транспортной системы города к изменениям внешней среды. Вчера на пресс-конференции глава ГУП «Московский метрополитен» Дмитрий Гаев дал понять, что пассажирам метрополитена остается только ждать, когда спадет аномальная жара. «Я думаю, в следующие годы не будет такого эффекта», -- оправдывал г-н Гаев крайне высокие температуры в подземке исключительно климатическими условиями на поверхности.
Поводом для публичного выступления руководителя московской подземки стали многочисленные жалобы населения на удушающую жару в метро. Напомним, что на прошлой неделе Общество защиты прав потребителей (ОЗПП) обвинило Московский метрополитен в нарушении санитарных норм в части соблюдения температурного режима на станциях
(см. «Время новостей» от 23 июля). Соответствующий иск был направлен в Мещанский районный суд. При допустимых по санитарным нормам 28 градусах тепла в московской подземке на большинстве станций температура воздуха достигает отметки +32 градуса. Транспортники не скрывают, что начиная с 7 июля температура в метро существенно превышает норму. Но, судя по словам г-на Гаева, повлиять на климатические условия в метро при аномальной для средней полосы России жаре транспортники не в силах. Вентиляционные системы московской подземки, по его словам, рассчитаны в среднем на +22,6 градуса на поверхности. Между тем уже в течение месяца температура в российской столице держится в диапазоне 30--35 градусов тепла. Кроме того, как заявил Дмитрий Гаев, источником тепла в метро являются и сами пассажиры. «Каждый из нас -- это стоваттная лампочка», -- уточнил он.
Судя по словам начальника столичной подземки, никаких дополнительных мер, которые бы позволили оптимизировать температуру воздуха на станциях, в ближайшее время предпринято не будет. По словам г-на Гаева, на сегодняшний день вентиляционная система метрополитена и так функционирует в усиленном режиме с максимальным количеством агрегатов. Забор и выброс воздуха в подземке производится на более чем 400 точках принудительной системы вентиляции. В дневные часы вся вентиляционная система подземки, по словам руководителя метрополитена, работает в основном на выброс воздуха, а вечером -- на приток относительно прохладного воздуха с поверхности.
Оснащение же станций и тоннелей метрополитена охлаждающими установками городские транспортники считают нецелесообразным. «Московский метрополитен -- система с незамкнутыми объемами помещений, воздух в которые поступает с поверхности в огромных объемах, и охладить его практически невозможно», -- отмечают представители столичной подземки. Впрочем, как пояснил журналистам г-н Гаев, технически установить системы охлаждения можно. «Но это миллиардные затраты», -- предупредил он, уточнив, что помимо средств на обслуживание систем кондиционирования воздуха в метро понадобится и выделение дополнительных земельных участков для их установки. Необходимость же в дополнительном охлаждении воздуха в метро, как утверждают городские хозяйственники, возникает в среднем лишь на 10--15 дней в году. «Человек больше времени проводит не на станции, где, кстати, есть еще и эффект сквозняков, а в салоне поезда», -- утверждает г-н Гаев.
Создать благоприятный климат для пассажиров метро, по его словам, можно лишь в салонах, и постепенно ведется замена старого подвижного состава на оснащенные системами кондиционирования поезда. Пока же из 530 электропоездов, ежедневно выходящих на линии, только 110 оснащены принудительной системой вентиляции и климатконтролем, позволяющим обеспечить в 30-градусную жару температуру в салоне поезда не выше 24 градусов.
Как отмечают сами транспортники, на температуру станции метро влияют не только внешние климатические факторы, но и глубина и гидрогеологические условия. Ниже температура воздуха на тех станциях, где грунты обводнены (Кольцевая, Калининская, Арбатско-Покровская и Каховская линии). Примечательно, что именно на этих ветках производится замена подвижного состава в первоочередном порядке. Тогда как, например, Серпуховско-Тимирязевская, Калужско-Рижская, Сокольническая и Замоскворецкая линии метрополитена практически полностью находятся в сухих грунтах, и температура на станциях этих веток существенно выше.
По словам г-на Гаева, замена поездов на новые и оснащенные системой кондиционирования производится исключительно в зависимости от сроков их службы. «Пять-шесть лет -- и проблема климата в вагонах будет решена», -- заявил руководитель метрополитена. И эти его слова вряд ли кого-нибудь обнадежат.