|
|
N°131, 27 июля 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Грузии надо на время забыть о России»
Сегодня в Женеве состоится 12-й раунд международных дискуссий по безопасности на Кавказе. Встречи проводятся после военных действий на Кавказе в 2008 году, в них участвуют представители Евросоюза, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, ООН, Москвы, Тбилиси, Вашингтона, Сухуми и Цхинвали. Делегация Южной Осетии отправилась в Женеву, чтобы вновь поставить вопрос о заключении документа о неприменении силы в Кавказском регионе. А правительство Грузии к этим переговорам утвердило новую стратегию «Вовлечение путем диалога» для урегулирования отношений с абхазами и осетинами. О перспективах восстановления контактов с отколовшимися республиками и отношениях с Россией «Времени новостей» рассказал 42-летний заместитель председателя правительства Грузии, государственный министр по реинтеграции Темури ЯКОБАШВИЛИ.
-- На этот раз абхазы впервые воздержались от участия в Женевских переговорах, сетуя на неэффективность встреч...
-- Они лукавят. Будут участвовать, только немножко изменится формат, пройдут индивидуальные встречи.
-- Абхазия и Южная Осетия хотят подписать с Тбилиси соглашения о невозобновлении войны. Они говорят, что недовольны женевскими переговорами, поскольку встречи не приносят результата...
-- И это лукавство. Договор о неприменении силы уже подписан (боевые действия в августе 2008 года остановило соглашение Медведева--Саркози. -- Ред.). Сейчас Россия пытается выставить абхазов и осетин как независимых игроков. Но этого никогда не случится. Мы не с ними воевали, а с Российской Федерацией. Русские сами хотят выкарабкаться из ситуации, показать, что они нейтральны. Фокус не пройдет! Мы готовы еще раз подписать соглашение, но с Россией. Соглашение должно быть с международными гарантиями.
-- Как осуществлять новую правительственную стратегию, вовлекая абхазов и осетин без участия России, если вы говорите о полном контроле Москвы в Абхазии и Южной Осетии?
-- Наша стратегия не имеет отношения к России. Это планы, касающиеся нашего населения. Россия может помешать их реализации, но в таком случае мы поставим вопрос на уровне международных организаций. Вообще, думаю, мешать нецелесообразно, потому что в этом случае русские получат негативную реакцию со стороны тамошнего населения. Зачем мешать неполитическим моментам -- человеческим контактам, торговле, образованию, здравоохранению, культуре, спорту, экологии, созданию совместных предприятий? Стратегия ориентирована на обыкновенных людей. Я плохо себе представляю, как блокировать все это, например передвижение людей. В Зугдиди на базаре килограмм помидоров стоит 2 лари (примерно 1,1 долл. -- Ред.), а в Сухуми -- в шесть раз дороже. В Абхазии провалился туристический сезон, одна из причин этого -- высокие цены.
Ставить искусственные экономические преграды непродуктивно. Мы никого не вербуем, никого не подкупаем. Мы хотим помочь нашим людям. А политические моменты обсуждают в Женеве. В нашей концепции нет упоминаний о статусе, о безопасности. Надо научиться отделять политику от гуманитарных вопросов.
-- После событий 2008 года в Абхазии и Южной Осетии сильны скептические настроения к любым планам Грузии...
-- Там не скепсис. Там ждут, чтобы убедиться, насколько грузинская сторона настроена на претворение всего написанного в жизнь. Мы докажем, что настроены серьезно!
-- Для этого в Тбилиси создают Агентство сотрудничества и Фонд доверия?
-- Эти инструменты помогут реализовать задуманное. Нам нужны не доноры, а международные партнеры, одни не справимся. Например, по вопросу получения образования в Европе и США. Или, когда говорим о перемещениях, нужны визы. Мы рады, что ЕС одобрительно отозвался о нашей концепции. Мир может поделиться опытом.
-- Мир просит Грузию наладить отношения с Россией...
-- Ничего никто не просит -- только говорят, что это было бы хорошо. Естественно, мы тоже хотим нормальных отношений с Россией -- возможно, даже больше, чем Европа или США, мы же соседи. Но пока Россия нас не перестанет воспринимать как вассалов, проблемы будут.
-- Президент Михаил Саакашвили недавно сказал, что Грузия готова к диалогу с Россией...
-- У нас есть министр иностранных дел, который хорошо известен в российских дипломатических кругах. Его лично знают, ему доверяют. Если есть с российской стороны желание вести диалог, они знают, куда звонить и по какому адресу обращаться. Мы можем говорить обо всем, кроме двух вещей. Это суверенитет и территориальная целостность Грузии: этим мы не торгуем, не обсуждаем эти вопросы.
-- Нужны посредники для переговоров России и Грузии?
-- Время покажет. Если понадобятся, они появятся. Если вести предметный разговор, думаю, в какой-то момент посредники будут нужны, потому что доверие между сторонами нулевое.
-- А как вы прокомментируете состоявшиеся на днях первые визиты президентов Абхазии и Южной Осетии в Никарагуа и Венесуэлу? Ведь они вместе с Республикой Науру признали независимость этих государств вслед за Россией...
-- Рады, что за деньги российских налогоплательщиков сорок абхазов и сорок осетин отдыхают в латиноамериканских странах. Все это для внутреннего пользования. Абхазы и осетины на деле понимают: эти признания мнимые.
-- В начале августа исполнится два года после войны на Кавказе. Какие уроки, на ваш взгляд, надо Грузии извлечь из этого?
-- В Грузии после случившегося мы знаем, как общаться с Россией. Вернее, как не надо общаться вообще. Надо забыть про Россию на какое-то время, пока не перестанет оккупировать наши территории. Это будет самым хорошим для нас.
Беседовал Михаил ВИГНАНСКИЙ, Тбилиси