|
|
N°131, 27 июля 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Мы здесь ничего не получаем, только тратим»
Организатор композиторского конкурса портала Youtube компания Google в России объяснилась с публикой и конкурсантами
После того как 15 июля на Youtube появились ролики сочинений -- финалистов композиторского онлайн-конкурса, которых оказалось 13 вместо ожидаемых десяти, среди участников конкурса, блогеров и музыкантов разгорелся скандал. Его вызвал не сам факт расширения шорт-листа и не имена добавленных к первоначальной десятке авторов, а то, что дополнительные места в итоге достались не тем, кого организаторы уже успели поздравить с выходом в финал. Случай неприятный, но как будто не выдающийся. Однако буря чувств и обвинений становится понятнее, если учесть, что шорт-лист в композиторском конкурсе не просто список претендентов на окончательную победу. Выход в финал -- это исполнение респектабельным оркестром, запись и публикация, без которых музыки для публики считай что нет. Партитура не то же самое, что, например, литература. И поскольку сочинения-финалисты действительно исполнены (ролики лежат в Сети, работает голосование, которое определит обладателя приза зрительских симпатий), выходит, что их сочинители уже отчасти победители. Отсюда и острота инцидента, и предположения о подтасовках, махинациях и давлении с самых разных сторон. За основную была принята версия о том, что свой выбор (возможно, в обход жюри) сделала сама компания Google, причем не российское, а вовсе американское отделение. И основанием для этого выбора стало желание добавить к списку более понятную и доступную музыку, чем та, которую выбрало жюри. Дескать, американцы испугались сложности сочинений, не вполне ясных даже самим исполнителям (Российский национальный оркестр откровенно забавляется, играя некоторые опусы). Предположение оказалось болезненным для композиторов и сочувствующих, поскольку «понятность, доступность» вообще больная тема для современной музыки в России. Так же как в принципе проблема адресата, одинаково острая на самых разных эстетических полюсах.
В разговоре с обозревателем «Времени новостей» Юлией БЕДЕРОВОЙ директор по связям с общественностью компании Google в России Алла ЗАБРОВСКАЯ рассказала о смысле и задачах конкурса композиторов портала Youtube, а также о решении расширить шорт-лист финалистов.
-- Когда были оглашены результаты полуфинала, двойственная задача конкурса стала только очевиднее. Ведь он был инициирован с двумя целями: во-первых, популяризировать симфоническую музыку и развить успех первого конкурса -- это был конкурс на участие в онлайн-симфоническом оркестре. С другой стороны, было важно подчеркнуть то, что на Youtube можно найти абсолютно все, и это все очень разное. Это принципиальное разнообразие: здесь можно найти и качественный профессиональный контент, и вторичные ролики, и что-то развлекательное, и что-то новостное. Мы просто продолжили историю с оркестром, которая привлекла неожиданно большое внимание самой широкой публики, в том же ключе, но уже в другом направлении. Нам показалось, что было бы здорово показать идею уже не только исполнения, но и создания симфонической музыки. И при этом дать шанс молодым, ведь добиться исполнения, пробиться к публике -- это не всегда просто.
-- То есть это такая гуманитарная акция.
-- Абсолютно! Конечно, мы здесь ничего не получаем, только тратим.
-- По чьей инициативе расширен шорт-лист финалистов? Оргкомитета или жюри?
-- Пожалуй, это была совместная идея. Мы не жюри, наше решение не может и не должно иметь вес. Оно у нас очень профессиональное, к этим людям прислушиваются.
Когда мы стали получать заявки на участие в конкурсе, нас поразило их количество, мы такого просто не ожидали. И когда жюри определило десятку, из-за того, что заявок было так много и чтобы сделать шорт-лист более разнообразным стилистически, возникла идея его расширить. Список претендентов на дополнительные места был гораздо больше трех. И в нем не было ни первых в очереди, ни вторых, ни третьих. При этом надо было учитывать и вероятность того, что не все сочинения можно будет записать в короткий срок, сами композиторы могут не успеть вовремя сделать партии и так далее. Из этого списка жюри выбрало сочинения трех авторов. Единственная недоработка конкурса -- то, что действительно были отправлены поздравления еще до окончательного решения по полуфиналу. А то, что список расширили, смогли исполнить и записать еще три произведения, -- это только плюс как для композиторов, так и для самого конкурса.
-- Американские коллеги каким-то образом повлияли на решение?
-- Нет, это российский конкурс -- американский Google не имеет к нему отношения, и я подозреваю, что он может вообще о нем не знать.
Толчком для нашего конкурса был проект «Симфонический оркестр Youtube», вот он действительно был международным. А мы решили углубиться в тему создания музыки и вынести ее на поверхность, донести до большого количества людей.
Потому что восприятие у всех разное, и пока человек сам не услышит, то вряд ли сможет что-то об этом судить. Можно много говорить о музыке, об отношении к ней, но пока она не исполнена -- все будет голословно. Мы даем людям шанс ее услышать, а композиторам -- быть исполненными достойным оркестром.
-- Сколько сочинений прозвучит осенью на заключительном гала-концерте?
-- Три или четыре. Три произведения-победителя, которых назовет жюри. А будет ли исполнено четвертое (приз зрительских симпатий), зависит от того, совпадет ли выбор жюри с результатом интернет-голосования.
-- Но жюри может, например, посмотреть, кто победит в Интернете, и составить свою тройку с учетом этих результатов?
-- Формально да. Но у нас очень достойное и профессиональное жюри. И вряд ли оно будет на это ориентироваться.
|