Время новостей
     N°130, 26 июля 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  26.07.2010
Средняя цена по аптеке
Российский фармрынок готовится к новому скачку
В первом полугодии 2010-го россияне смогли позволить себе покупать лекарства значительно чаще, чем в прошлые годы. По данным центра маркетинговых исследований «Фармэксперт», опубликовавшего на днях анализ отечественного фармацевтического рынка за первые шесть месяцев 2010-го, увеличение потребления медикаментов произошло во многом за счет препаратов средней и высокой ценовой категории. Эта тенденция сформировалась благодаря так называемой редевальвации рубля применительно к фармрынку, считают эксперты.

«К концу года мы прогнозируем рост потребления лекарств в России еще на 10%, такого скачка на моей памяти не было», -- прокомментировал «Времени новостей» изменения на фармрынке директор по маркетинговым исследованиям «Фармэксперта» Давид Мелик-Гусейнов. По его словам, этот процесс имеет абсолютно иную природу, нежели прошлогодний рост рынка -- тогда на фоне инфляции продажи в рублевом выражении выросли на 30%, но реально потребление не увеличилось. Нынешний рост выражается в увеличении частоты покупок лекарств в аптеках, а не только в стоимостном эквиваленте. Хотя и абсолютные оценки рынка в первом полугодии 2010-го выше прошлогодних. По данным «Фармэксперта», оптовые продажи фармацевтической продукции на коммерческом рынке за первые шесть месяцев оцениваются в 152,608 млрд руб. Это соответствует 2,138 млрд упаковок лекарств. Для сравнения: за первое полугодие прошлого года было продано фармпродукции на 137,678 млрд руб. (1,912 млрд упаковок).

Тот факт, что соотношение импортных и отечественных лекарств на нашем рынке за последний год фактически не изменилось (75,03% к 24,97 в ценовом выражении и 35,7% к 64,3 в упаковках), косвенно доказывает: покупать стали больше дорогих импортных лекарств. Это подтверждают и рейтинги продаж в упаковках, где традиционно лидируют привычные отечественные средства -- валидол, парацетамол и аскорбиновая кислота, их покупать стали значительно меньше. Выросла на рубль, до 28 руб., по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и средняя стоимость упаковки российского препарата. Импортные же препараты, если говорить о средней цене упаковки, подешевели до 150 руб. (в 2009 году -- 154 рубля). Опубликованное маркетинговое исследование показывает, что именно в этой ценовой категории и произошел максимальный «прорыв потребления»: если в первом полугодии 2009-го на долю препаратов стоимостью от 30 до 300 руб. за упаковку приходилось 60,44% всех продаж, то в первом полугодии 2010-го -- уже 65,25%. Стоит отметить, что увеличились продажи и самых дорогих лекарственных средств -- от 1000 руб. за упаковку.

В составе участников фармацевтического рынка России все по-старому. Десяток-другой ведущих компаний, среди которых лишь несколько российских, все последние годы сохраняет свои позиции как в коммерческом, так и в государственном сегменте. В суммарном выражении топ-10 производителей неизменно возглавляет отечественный «Фармстандарт» (7,776 млрд руб.), позиции которого на рынке, по мнению аналитиков, исключительно сильны. Правда, в портфеле компании много препаратов (до 40%), содержащих кодеин, которые вскоре могут продаваться в аптеках строго по рецептам. А значит, реклама их будет невозможна, что в свою очередь скажется на продажах. Но пока лидеру опасаться нечего: его «Арбидол» продается лучше всех прочих препаратов в нашей стране -- в первом полугодии производитель выручил от его реализации 2,1 млрд руб. (за аналогичный период прошлого года -- 1,9 млрд рублей).

Но даже столь очевидные успехи пока скорее исключение из правил. Российский фармацевтический рынок по-прежнему зависит от импорта, а позиции иностранных компаний только укрепляются. Так, немецкий Bayer (5,964 млрд руб.), занимавший в прошлом году второе место в списке десяти лидирующих компаний по объему продаж, отступил на две позиции, пропустив вперед немецко-итальянский концерн Berlin-Chemie/Menarini (6,047 млрд руб.) и французский Sanofi-Aventis (5,995 млрд рублей).

Галина ПАПЕРНАЯ
//  читайте тему  //  Рынок лекарств