|
|
N°129, 23 июля 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Бесконечное сближение позиций
Россия и Китай кардинально расходятся в вопросе о ценах на газ
Россия и Китай пытаются реанимировать энергетический диалог, недавно оказавшийся в очередном тупике. В Пекине прошел новый раунд коммерческих переговоров между «Газпромом» и CNPC по вопросам организации поставок российского природного газа в КНР. По итогам встречи делегаций, которые возглавляли зампред правления «Газпрома» Александр Медведев и вице-президент китайской корпорации Ван Дунцзинь, российский монополист сообщил, что «стороны продолжили сближение позиций по основным коммерческим и техническим параметрам поставок». Впрочем, это не мешает им занимать диаметрально противоположные позиции в сфере ценообразования, а точнее, базовой цены в обсуждаемом контракте.
По информации «Времени новостей», предыдущий раунд переговоров в мае завершился полным провалом после того, как «Газпром» предложил поставлять газ по газопроводу «Алтай» по 450 долл. за тысячу кубометров. Российская сторона посчитала, что этот уровень обеспечит равнодоходность поставок газа в Китай и Европу с учетом стоимости транспортировки по новому газотранспортному коридору, строительство которого три года назад оценивалось, по предварительному ТЭО, в 13 млрд долларов.
После провала г-н Медведев говорил прессе, что теперь завершить переговоры с CNPC планируется только к середине 2011 года. Хотя еще осенью прошлого года, когда во время визита в Пекин премьер-министра Владимира Путина «Газпром» подписал с китайской компанией «дорожную карту» (дополнение к меморандуму о поставках, предполагающее урегулирование всех спорных вопросов к июню текущего года), оптимизм был велик. Г-н Путин лично рассказывал о достижении согласия по формуле цены и привязке к азиатской нефтяной корзине. До этого Китай предлагал учитывать также и цену угля, который составляет основу энергетического баланса страны, на внутреннем рынке.
Но несмотря на срыв сроков и явное взаимное неудовольствие по широкому кругу вопросов сотрудничества, включая нефть и энергетику, китайская сторона решила вернуться за стол переговоров, после того как московский куратор энергодиалога России и Китая вице-премьер Игорь Сечин заявил, что надеется на компромисс к сентябрю. На прошлой неделе к министру энергетики Сергею Шматко приезжал посол КНР Ли Хуэй, чтобы наградить медалью за вклад в развитие отношений. Глава министерства подтвердил, что Россия настроена развивать сотрудничество с китайскими партнерами в сфере нефти, газа, угля и ядерной энергетики.
Следует отметить, что в газовых переговорах основной вектор после двух лет затишья опять направлен именно на западный коридор (проект «Алтай»), который предполагает транспортировку сырья с действующих месторождений в Западной Сибири на северо-запад Китая. Существует еще восточный вариант -- с месторождений Восточной Сибири и Сахалина через Хабаровский или Приморский край. Но здесь пока полная неопределенность с ресурсной базой. Общий объем поставок по двум маршрутам в меморандуме от 2006 года был определен в 60--70 млрд кубометров в год. Срок начала поставок газа в «Газпроме» теперь считают так: «через четыре года после подписания контракта».
На последних переговорах представители «Газпрома» и CNPC рассматривали, в частности, «различные схемы финансирования проекта поставок российского газа по западному маршруту, которые могли бы дополнительно повысить показатели его экономической эффективности». Дополнительных комментариев на этот счет вчера получить не удалось. Но нельзя исключать, что Пекин предложил льготный кредит на постройку трубы по российской территории под гарантии поставок газа. Как известно, такая схема уже использовалась в нефтяной сфере. Сделку курировал Игорь Сечин. Но в июне он говорил, что пока кредитная схема в газовых переговорах не фигурирует, хотя она возможно, если того захочет «Газпром».
По мнению председателя Российско-китайского центра делового сотрудничества Сергея Санакоева, проект «Алтай» не может быть реализован, поскольку его предполагаемый маршрут проходит через природоохранные зоны. Напомним, что в свое время под давлением экологов и общественности Владимир Путин поручил изменить маршрут нефтепровода ВСТО, чтобы он был как можно дальше от Байкала. Но газопровод передвинуть нельзя, поскольку он так или иначе должен пройти через плато Укок, чтобы пересечь узкий участок российско-китайской границы, зажатый между Казахстаном и Монголией.
В то же время публичное обсуждение проекта поставок газа в Китай из Западной Сибири происходит регулярно в период обострения отношений с Европой или ухудшения конъюнктуры в ЕС. Но когда дело доходит до коммерции и экологии, проект «Алтай» вновь откладывается в долгий ящик.
Алексей ГРИВАЧ