|
|
N°130, 26 июля 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Проживем без девиза
Юбилей Зальцбургского фестиваля - начало новой эпохи
Вчера стартовал Зальцбургский фестиваль -- крупнейший музыкально-театральный форум Европы: на Соборной площади сыграли знаменитую пьесу Гуго фон Гофмансталя "Имярек", как и девяносто лет назад. Однако форум не только отмечает 90-летие, но и входит в пору междуцарствия: нынешний интендант (художественный руководитель) Юрген Флимм уходит в отставку, его преемник Александр Перейра займет кресло интенданта лишь годом позже. В переходный период фестиваль возглавит Маркус Хинтерхойзер -- один из самых сильных игроков команды Флимма, отвечающий за формирование концертных программ. Год назад, когда форум лихорадило от административных проблем, Хинтерхойзер не скрывал своего раздражения двусмысленным девизом "Игра властных". "Не уверен, что подобные темы фестивалю нужны: к ним можно подверстать что угодно, -- утверждал он. -- Возможно, сезон 2010/11 мы вообще проживем без девиза".
Нынешний же фестиваль озаглавлен так: "Где сталкиваются Бог и человек, возникает трагедия". Именно под этим универсальным слоганом сочинения Глюка, Моцарта, Беллини, Гуно, Штрауса и Берга представлены в оперной программе. А сегодня ее открывает мировая премьера оперы нашего современника Вольфганга Рима "Дионис" в постановке Пьера Оди. За музыкальную сторону отвечают Инго Метцмахер и Немецкий симфонический оркестр Берлина -- это их последняя совместная акция: один из лучших современных дирижеров расстается с отличным коллективом, не найдя общего языка с его администрацией. Зато на фестивале берлинский оркестр выполняет важнейшую функцию: в этом году в отличие от трех предыдущих сезонов в Зальцбурге нет приглашенных оркестров, которые приезжали сюда на долгий период со специально подготовленными программами. Частично восполняя этот кризисный пробел, Метцмахер и его оркестр проведут на фестивале пару недель, чтобы четырежды отыграть "Диониса" и открыть "Континент Рима".
Ноу-хау Хинтерхойзера, "Континенты", стали одной из изюминок форума в последние годы: речь о серии концертов, посвященной тому или иному композитору последнего столетия, чье творчество представлено в контексте музыки самых разных эпох. В предыдущие годы публика открывала для себя континенты Джачинто Шельси, Сальваторе Шаррино, Эдгара Вареза, причем в одной программе с Варезом мог звучать, например, Монтеверди. В этот раз обещаны не менее неожиданные сочетания: первая программа "Континента" сопоставит балет "Тутугури" Рима и масштабное сочинение "Хоэфоры" Мийо, хотя заранее трудно понять, что общего между холодной музыкой Рима и эмоциональным, полным юмора миром Мийо, члена французской "Шестерки". Джезуальдо и Дауленд, Шуман и Брукнер также составят компанию Риму -- одному из самых авторитетных и плодовитых композиторов нашего времени. Среди участников цикла -- Хиллиард-ансамбль и Ардитти-квартет, которые выступят как по отдельности, так и вместе, а также лучшие европейские ансамбли новой музыки Klangforum Wien и Ensemble Modern.
Параллельно "Континенту" проходит еще одна серия концертов, посвященная тому или иному композитору-романтику; в прежние годы это были Шуман, Шуберт, Лист, на сей раз публику ждут "Сцены из Брамса". Проект открывается сольным концертом Валерия Афанасьева: при Хинтерхойзере этот пианист, как и Григорий Соколов, стал постоянным гостем фестиваля, чем будущий временный интендант особенно гордится. В один из посвященных Брамсу вечеров Афанасьев и Хинтерхойзер выйдут на сцену вместе сыграть на двух роялях с хором и солистами "Немецкий реквием" в камерной версии; в программе также последний квартет Шостаковича. Объединить Брамса с Шостаковичем пришло в голову и Гидону Кремеру -- в дуэте с Афанасьевым он исполнит скрипичные сонаты обоих композиторов. Дань Брамсу отдадут также скрипач Кристиан Тецлафф, альтистка Табеа Циммерман, кларнетист Йорг Уидманн, Хаген-квартет и многие другие.
По аналогии с прошлогодним циклом симфоний Бетховена, представленных коллективом Deutsche Kammerphilharmonie (Бремен) во главе с Пааво Ярви, дирижер Филипп Херревеге и оркестр Camerata Salzburg предлагают услышать все симфонии Шумана. Их дополнят фортепианные концерты Шопена в исполнении Иво Погорелича -- в этом году двести лет со дня рождения обоих композиторов. Не разлучать юбиляров решил и Евгений Кисин -- Шуман и Шопен встречаются в обеих его программах. Клавирабенды Маурицио Поллини и Кристиана Циммермана будут посвящены только Шопену.
Помимо Херревеге в фестивале участвуют еще три дирижера, чьи лучшие достижения связаны с исполнением барочной музыки. Впрочем, все они выступают с чисто моцартовскими программами -- и Марк Минковский, и Тон Коомпан, и Айвор Болтон. Вместе с Болтоном один из концертов Моцарта исполнит Фазиль Сай, не раз игравший в Москве турецкий пианист и композитор. Вчера утром в Зальцбурге состоялась мировая премьера его сочинения для фортепиано с оркестром "Горящая нирвана", заказанного специально к этому дню. То был лишь один из номеров предшествующего официальному открытию концерта-посвящения Стамбулу, культурной столице Европы 2010 года. Филармонический оркестр Стамбула играл сочинения Хиндемита, Респиги, Моцарта, а также рапсодию Kocekce турецкого классика Ульви Джемаля Эркина, в июне звучавшую и в Москве. И в Зальцбурге, и у нас исполнение этого редкого сочинения наверняка стало единственным на много лет назад и вперед.
Фундаментом системы фестивальных концертов по-прежнему остаются пять программ Венского филармонического оркестра. Самую интригующую из них представит Риккардо Мути: трижды прозвучит оратория Прокофьева "Иван Грозный". Вместе со звездной парой солистов, Ольгой Бородиной и Ильдаром Абдразаковым, на сцену выйдет Жерар Депардье для исполнения партии чтеца на русском языке. Как яркий интерпретатор этого сочинения Мути проявил себя еще на давней лондонской записи, и за качество можно не беспокоиться. Куда больше вопросов вызывает вторая после "Диониса" оперная премьера фестиваля, также доверенная Мути: "Орфей и Эвридика" Глюка. Мути, у которого так хорошо звучит Верди, рискует не найти общего языка с этой тончайшей, почти камерной музыкой, хотя легко допустить, что маэстро докажет беспочвенность этих опасений и удивит неожиданным прочтением Глюка.
Еще две оперы объединяют эстетика экспрессионизма и образы главных героинь, несущих смерть. "Лулу" Альбана Берга собирался ставить сам Юрген Флимм в тандеме с Николаусом Арнонкуром, однако по ряду причин это так и осталось мечтой. В результате "Лулу" ставят режиссер Вера Немирова и дирижер Марк Альбрехт, о которых мы знаем гораздо меньше. Впрочем, многого можно ждать от солистов, среди которых Франц Грундхебер (один из лучших исполнителей партии Воццека в одноименной опере Берга), Михаэль Фолле и Михаэль Шаде, а также блистательная Патрисия Петибон в заглавной роли. Не менее яркий состав обещает "Электра" Штрауса, над которой работают Николаус Ленхофф и Даниэле Гатти: Вальтрауд Майер, Рене Папе, Эва-Мария Вестбрук.
Помимо оперы "Норма", которую дважды дадут в концертном исполнении, на фестивале возобновляют две постановки позапрошлого года. Оперу Гуно "Ромео и Джульетта" ставили с расчетом на звездный дуэт Анны Нетребко и Роландо Вильясона, однако Нетребко в тот год от участия отказалась; теперь она споет пять спектаклей из девяти, но уже без Вильясона. Украшением спектакля был молодой дирижер Янник Незет-Сеген, который станет за пульт и теперь. Ему же доверили и моцартовского "Дон Жуана" -- лучший спектакль позапрошлого фестиваля, все действие которого происходит в темном лесу. Дирижер Бертран де Бийи, отлично справляющийся с современной музыкой, был тогда, возможно, единственным слабым звеном постановки, и эта замена представляется разумной. По традиции последних лет фестиваль завершится 30 августа, и "Время новостей" планирует следить за важнейшими его событиями.
Илья ОВЧИННИКОВ