|
|
N°129, 23 июля 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Проветрить по суду
Защитники прав потребителей требуют от Московского метрополитена снизить температуру в вагонах и на станциях
Общество защиты прав потребителей (ОЗПП) вступилось за москвичей, вынужденных минимум час в сутки проводить в поездах метро, которые в нынешнюю погоду больше напоминают передвижные парилки. Вчера пресс-служба этой общественной организации сообщила о том, что против ГУП «Московский метрополитен» был подан иск в Мещанский районный суд. ОЗПП обвиняет столичную подземку в нарушении санитарных норм, согласно которым температура воздуха в метро не должна превышать 28 градусов.
Не надо быть экспертом, чтобы почувствовать на себе, что этот предел явно превышен. Заметим, что данный факт подтверждает и сам метрополитен. Из сообщений, размещенных на его официальном сайте, следует, что на большей части станций температура выше верхней планки, установленной в санитарных правилах и нормах (СанПиН). По данным на среду, лишь на 56 станциях метро температура держится в пределах нормы, в то время как на 112 воздух раскалялся до +32 и выше. По словам представителей метрополитена, жарче всего на «Речном вокзале», где столбик термометра превысил отметку в +32,2. При этом, как сообщил замначальника пресс-службы столичной подземки Павел Сухарников, есть и станции, где можно укрыться от жары: прохладнее всего на «Каховской» (не выше +23), а также на новых станциях Люблинско-Дмитровской линии -- «Достоевской» и «Марьиной Роще».
По сути, в ОЗПП решили использовать это сообщение работников подземки как своеобразную явку с повинной. Хотя защитники потребителей проводили и собственное расследование. «По итогам первой проверки, прошедшей 11 июня 2010 года, было выявлено, что температура воздуха превышает допустимые нормы, напольное покрытие на некоторых станциях не соответствует нормативам, а уровень шума в поездах значительно выше предельно допустимых показателей», -- говорится в сообщении, которое в связи с подачей иска вчера распространила пресс-служба ОЗПП. СанПиН устанавливает предельный уровень звукового давления в 70 децибел. Однако в поездах метро гораздо шумнее -- по сведениям защитников прав потребителей, в стандартных вагонах этот показатель составляет 104 децибела; в новых составах «Русич» потише, но и там уровень звукового давления намного выше нормы -- 93,5 децибела. Что же касается качества напольного покрытия, то и оно, по мнению ОЗПП, оставляет желать лучшего. Выбоины в полу, заполненные мусором, были обнаружены на переходе с «Комсомольской-Кольцевой» на одноименную станцию Сокольнической линии, в переходе с «Третьяковской» на «Новокузнецкую» и на выходе со станции «Курская» Арбатско-Покровской ветки. Правила требуют, чтобы такие выбоины были заделаны в течение суток, однако это до сих пор не сделано, подчеркивают в Обществе защиты прав потребителей. «Как показала повторная проверка от 11 июля 2010 года, проблемы так и не были устранены», -- констатируется в сообщении ОЗПП.
В исковом заявлении, которое правозащитники подали в Мещанский суд, содержится требование «привести станции и сооружения метрополитена в соответствие с нормами законодательства в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу». «Требование выполнить условия иска в течение месяца -- это, безусловно, требование жесткое», -- признал в беседе с корреспондентом «Времени новостей» председатель ОЗПП Михаил Аншаков. Защитники прав потребителей и не рассчитывают, что метрополитен уложится в этот срок, но надеются, что, если суд удовлетворит их требования, то ситуация сдвинется с мертвой точки. «Годами, если не десятилетиями, ведутся разговоры о том, что московское метро сильно перегрето, -- подчеркивает г-н Аншаков. -- Об этом говорили и сотрудники ГУП «Мосметрополитен», и его глава Дмитрий Гаев, и высокопоставленные представители московского правительства, включая мэра Юрия Лужкова. Все констатировали, что температура превышает допустимые нормы, и заявляли, что «надо что-то делать».
Однако проблемы остаются нерешенными, и за это время лишь накапливается все больше жалоб. Причем, подчеркивает Михаил Аншаков, заявления недовольных москвичей стали приходить в Общество защиты прав потребителей не этим летом, а гораздо раньше. По утверждению представителей ОЗПП, в исправном состоянии находится не более 50% вентиляционных шахт метро, остальные не работают по техническим причинам, а метрополитен, по словам г-на Аншакова, их не ремонтирует.
Положение пассажиров метро усугубляется тем, что кислорода в подземке по понятным причинам меньше, чем на поверхности, оттого и жара и духота под землей переносится намного тяжелее. «Недавние сообщения о том, что пассажирам все чаще требуется неотложная медицинская помощь, и о том, что несколько человек умерли от духоты в метро, стали последней каплей, переполнившей чашу терпения», -- подчеркивает Михаил Аншаков. На прошлой неделе из-за острой сердечной недостаточности, возникшей из-за нехватки кислорода, в метро умерли два человека, срочная медицинская помощь потребовалась еще 20 пассажирам.
ОЗПП удовлетворило бы, если бы кондиционерами оборудовали даже не станции, а хотя бы вагоны поездов метро. «Метрополитен ссылается на то, что это потребует капитальных затрат, и собирается под это покупать новые вагоны», -- отмечает г-н Аншаков. Глава ОЗПП считает, что это малореально: по его словам, количество новых вагонов «Русич» не превышает 1% от списочного состава, причем введение «Русичей» в эксплуатацию происходило в течение нескольких лет. Если метрополитен будет такими темпами обновлять подвижной состав, то, по его словам, «только наши правнуки увидят полностью обновленные и кондиционируемые поезда».
Если руководство Мосметрополитена хотя бы начнет решать обозначенные проблемы, то истцы отнесутся с пониманием, если ответчики не уложатся в месяц, поясняет позицию ОЗПП г-н Аншаков. Но, добавляет он, «если в течение этого срока они пальцем о палец не ударят, то мы будем требовать принудительного исполнения этого решения». Если, конечно, это решение будет вынесено в пользу защитников прав потребителей, делает оговорку глава ОЗПП. По мнению Аншакова, практика показывает, что столичные суды первой инстанции и Мосгорсуд, как правило, выносят решения в пользу московского правительства и аффилированных с ним структур. «Мы считаем, что в данном случае расширительных трактовок быть не может, поэтому надеемся на удовлетворение нашего иска, -- подчеркивает глава ОЗПП. -- Если же первая и вторая инстанция нам откажут, будем оспаривать решение в Верховном суде». В пресс-службе Московского метрополитена «Времени новостей» сообщили, что копию искового заявления, поданного ОЗПП, руководство столичной подземки еще не получило и поэтому от комментариев пока воздержится.
Что же касается основного требования, содержащегося в иске ОЗПП, то оно, судя по заявлениям представителей метрополитена, будет частично выполнено, но лишь в будущем году. На днях руководитель пресс-службы метро Светлана Царева заявила, что в 2012 году половина поездов, курсирующих по Кольцевой линии, будут оборудованы кондиционерами. «Сейчас мы занимаемся обновлением подвижного состава. Пока по Кольцевой линии ходит лишь один поезд «Русич» с кондиционерами, до конца года будут закуплены еще четыре таких состава, а в следующем году уже семь», -- сообщила г-жа Царева. Вслед за Кольцевой поезда с кондиционируемыми вагонами появятся на Калининской линии. Как напомнила пресс-секретарь столичной подземки, в 2009 году Мосметрополитен получил 11 новых составов «Русич» с кондиционерами для Арбатско-Покровской ветки, «что позволило завершить работу по замене старых вагонов на ней». Сейчас на этой линии половина поездов оборудована системой климат-контроля, подчеркнула г-жа Царева.
Михаил МОШКИН