|
|
N°143, 09 августа 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Мирная разведка
«Роснефть» и «Итера» намерены участвовать в восстановлении нефтегазовой отрасли Афганистана
Делегация «Роснефти», в которую вошел один представитель «Итеры», провела три дня в Кабуле. За это время вице-президент «Роснефти» Юрий Матвеев, глава департамента капстроительства Вадим Егоров, начальник управления геологоразведочных работ и разработки месторождений Михаил Гудырин, глава департамента стратегических и зарубежных проектов Александр Овчаренко и итеровец Булат Ганиев встретились с представителями правительства и министерства горных дел и промышленности Афганистана. Они обсуждали вопросы взаимодействия в восстановлении и развитии афганского нефтегазового комплекса. Делегация была также принята вице-премьером Афганистана Мохаммадом Фахимом.
Итогом переговоров стало подписание трехстороннего протокола о намерениях. Компании договорились с министерством, что в течение месяца российская сторона направит своих специалистов в Афганистан для изучения технического состояния газовых промыслов Джаркудук, Ходжа-Гугердаг и Етым-Таг, обследования комплексов подготовки газа Джаркудук, Ходжа-Гугердаг и разработки документации по их восстановлению. Кроме того, представители российских компаний изучат возможность строительства газозаправочных станций и состояние существующих газопроводов из Ходжа-Гугердаг в Мазари-Шариф, где расположен завод по производству азотных удобрений. В «Роснефти» корреспонденту газеты «Время новостей» сказали, что финансирование всего комплекса исследовательских работ берет на себя российская сторона, однако конкретную цифру назвать затруднились.
Что именно привлекло российские компании к участию в проектах (хоть и исследовательских) на высокорисковой территории, ни в «Роснефти», ни в «Итере» не комментируют. В то же время известно, что министерство горных дел разрабатывает политику и законодательство в области недропользования. В частности, производится раздел перспективных участков на отдельные блоки, которые после завершения этих работ будут выставлены на конкурс. А документ, подписанный два дня назад в Кабуле, предусматривает возможность участия «Роснефти» в конкурсах наряду с другими компаниями. Вероятно, участие в восстановлении нефтегазовой отрасли страны предполагает для российской компании некие преференции при получении лицензий на месторождения.
Для «Итеры» среднеазиатское направление является стратегическим. Учитывая, что Афганистан предполагается в качестве основной транзитной территории для транспортировки туркменского газа в Пакистан, а «Итера» получила от Туркменбаши предложение участвовать в строительстве Трансафганского газопровода, можно предположить, что представитель крупнейшего независимого производителя газа в России в том числе «зондировал почву» на этот счет.
Проект строительства Центральноазиатского (Трансафганского) газопровода по маршруту Довлетобад--Кандагар--Мулкан протяженностью 1460 км, который разрабатывала американская компания Unacle, был заморожен в 1998 году в связи с началом военных действий. Однако разгром талибов американскими войсками подвиг Туркмению, которая жаждет получить доступ на внешние рынки в обход газпромовских труб, форсировать реанимацию этой идеи. В результате 30 мая 2002 года в Исламабаде президенты Туркмении и Пакистана Ниязов и Мушарраф, а также глава временного правительства Афганистана Карзай подписали соглашение о строительстве Трансафганского газопровода с пропускной способностью 15 млрд кубометров в год с перспективой увеличения до 30 млрд за счет строительства второй нитки. Стоимость первого этапа проекта оценивается в 2 млрд долларов. Планы строительства газопровода официально поддерживают США, контролирующие военную обстановку в Афганистане. Соответствующее письмо от Джорджа Буша Ниязову вручила посол Соединенных Штатов в Ашхабаде. По словам президента Туркмении, интерес к финансированию строительства проявляют Всемирный банк и Азиатский банк развития.
Политическая нестабильность в Афганистане является основным препятствием для реализации данного проекта, и «Итере», прежде чем соглашаться на предложение Туркмении, необходимо было получить информацию о будущей безопасности инвестиций.
Алексей ГРИВАЧ