Время новостей
     N°129, 23 июля 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  23.07.2010
Подземные источники доходов
Министерство финансов предлагает производителям бутилированной воды поделиться с государством
Установившаяся в Москве рекордная жара и подскочившие в связи с этим, особенно в магазинчиках и палатках в центре столицы, цены на прохладительные напитки и обычную бутилированную воду заставили чиновников Министерства финансов вспомнить о том, что после вступления в силу с 1 января 2007 года нового Водного кодекса так и не приведено в соответствие с ним содержание главы «Водный налог» Налогового кодекса. Проект закона с соответствующими поправками опубликован на официальном сайте Минфина. Заодно сам водный налог для производителей бутилированной воды из подземных источников предлагается повысить в десять раз. Впрочем, даже после этого водный налог с литровой бутылки составит примерно полкопейки.

Специалисты Минфина в пояснительной записке к законопроекту напоминают, что новый Водный кодекс регулирует правоотношения в сфере пользования только поверхностными водными объектами. Пользование подземными водами полностью отошло в сферу законодательства о недрах. «При этом подзаконные акты, регулировавшие ранее порядок предоставления в пользование всех водных объектов, после вступления в силу новой редакции Водного кодекса утратили силу, -- отмечается в разъяснении ведомства. -- В связи с этим возник правовой пробел в вопросах налогообложения пользования подземными водными объектами».

В министерстве не скрывают, что их предложение о десятикратном повышении ставки водного налога на бутилировщиков подземных вод сделано «в целях приведения налогообложения в соответствие с доходами, получаемыми в результате реализации воды». Если забор подземных вод будет осуществляться сверх установленных лимитов, то ставку налога для этого объема воды предлагается увеличить еще в пять раз. В случае одобрения инициативы правительством и парламентариями новые ставки налога вступят в силу с 1 января 2011 года. Размер минимального разового платежа в бюджет должен быть не менее десятой части от величины суммы водного налога в расчете на среднегодовую мощность добывающей организации.

Рассчитывать масштабы предстоящего повышения водного налога для бутилировщиков следует с учетом ранее прозвучавших предложений Минфина об увеличении не пересматривавшихся с 2004 года ставок этого налога для всех остальных пользователей. Соответствующий законопроект, появившийся на сайте Минфина в конце июня, также может вступить в силу с 2011 года. Для водоканалов и других организаций, забирающих воду для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, ставки налога в ближайшие три года вырастут в 1,6 раза, для организаций, изымающих воду для производственных нужд, платеж увеличится в два раза, для предприятий гидроэнергетики -- в 2,5 раза. В наибольшей степени фискальную нагрузку министерство предлагает увеличить для пользователей водными акваториями (портов, яхт-клубов, рыборазводных предприятий) -- сразу в десять раз. Эта инициатива за три года позволит пополнить бюджет на 8,7 млрд руб. Оценить масштабы пополнения бюджета из-за повышения водного налога для продавцов артезианской воды в бутылках фактически в 20 раз в Минфине пока не готовы.

Даже столь радикальное повышение налога не разорит производителей бутилированной воды и вряд ли способно сказаться на цене их продукции для потребителей. Как пояснили корреспонденту «Времени новостей» в Национальной ассоциации бутилированных вод, сейчас на большей части России для всех пользователей подземной водой налог составляет от 300 до 400 руб. за тысячу кубометров; на Северном Кавказе он варьируется от 500 до 600 руб.; самая высокая ставка -- для бассейна озера Байкал -- 678 руб. за тысячу кубометров. Двадцатикратное повышение налога для бутилировщиков добавит к цене литра воды примерно копейку. Хотя в российских традициях увеличение налога (да еще в 20 раз!) вполне может быть использовано в качестве предлога для повышения цен на воду в магазинах.

Новые ставки налога касаются всех занимающихся забором подземных питьевых вод для их непосредственной реализации (в том числе после обработки, подготовки, переработки, разлива в тару). От уплаты налога будут освобождены только пользователи бытовых колодцев и скважин на первом водоносном горизонте, и то только в том случае, если колодцы и скважины используются для собственных нужд, то есть не являются источниками централизованного водоснабжения.

Не меняется и установленная в законе особая ставка за забор подземной воды для организаций, занимающихся хозяйственно-питьевым водоснабжением, то есть для водоканалов. В этом «Время новостей» заверили в Минфине. В России немногие города могут похвастаться подачей в водопровод артезианской воды. Но, например, в Томске из кранов идет только она, а в Кирове целый район города с 40-тысячным населением снабжается водой из подземных водозаборов. Для воды, поставляемой населению, ставка водного налога так и останется равной 70 руб. за тысячу кубометров (с учетом ранее обнародованных предложений министерства с 2012 года эта ставка вырастет до 88 руб., а с 2013 года -- до 112 руб.), а для промышленных предприятий -- на уровне действующих сейчас ставок, удвоенных за три года.

Заодно в поле зрения Минфина попали и продавцы грязи. Поправками к закону «О недрах» лечебные грязи предлагается приравнять к минеральным водам и наравне с ними обложить налогом на добычу полезных ископаемых. В принципе с грязей и сейчас НДПИ платиться должен. Но в министерстве, видимо, решили внести полную определенность в этот вопрос. Если лечебные грязи будут использоваться налогоплательщиком исключительно в лечебных и курортных целях без их непосредственной реализации (в том числе после обработки, подготовки, переработки, разлива в тару), то по ним устанавливается нулевая ставка налога. Если же лечебные грязи будут продаваться на вес, то с их стоимости государству необходимо будет отдать 7,5% в качестве НДПИ.

Андрей СУСАРОВ
//  читайте тему  //  Жара в Москве