Время новостей
     N°128, 22 июля 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  22.07.2010
Автопром выруливает
Эксперты PwC улучшили прогноз по продажам легковых автомобилей в России
Компания PricewaterhouseCoopers (PwC) считает, что автомобильный рынок России постепенно восстанавливается и поэтому улучшила прогноз по продажам легковых автомобилей в России в 2010 году до 1,6 млн машин (без учета легких коммерческих автомобилей). Об этом вчера сообщил журналистам партнер компании, руководитель практики по оказанию услуг компаниям автомобильной отрасли Стенли Рут. По его словам, уровень производства автомобилей в России в 2012 году выйдет на докризисный уровень 2008 года и составит более 1,5 млн легковых автомобилей в год, а продажи могут достигнуть уровня 2008 года (более 3 млн автомобилей в год) только к 2016 году, отметил эксперт.

«Динамика продаж последних месяцев может свидетельствовать о том, что после года стагнации рынок начинает восстанавливаться и в количественном, и денежном выражении во многом благодаря государственной поддержке. В июне 2010 года был зафиксирован самый большой объем продаж, начиная с января 2009 года», -- отмечают эксперты PwC. В начале года компания ожидала, что продажи в России составят 1,3 млн легковых автомобилей. «В настоящее время наш прогноз составляет 1,6 млн легковых машин», -- сказал г-н Рут. Эксперт считает, что после окончания программы утилизации старых автомобилей продажи не будут снижаться, как, например, в Германии. «Я чувствую, что такой ситуации (как в Германии, когда после окончания программы по утилизации в марте 2010 года продажи в первом полугодии упали на 29%. -- Ред.) не будет», -- приводит его слова Интерфакс.

По словам г-на Рута, в первом полугодии рынок легковых автомобилей в России вырос на 3%, до 763 тыс. штук, при этом продажи автомобилей иностранных брендов российского производства увеличились на 32%, до 250 тыс. штук. Импорт новых автомобилей и подержанных машин снизился на 23%, до 267 тыс. штук и на 25%, до 6 тыс. штук соответственно. В денежном выражении рынок легковых автомобилей в январе-июне 2010 года в РФ вырос на 9%, до 14 млрд долл., в том числе доля российских марок возросла на 38%, до 2,2 млрд долл., а иномарок российского производства -- на 62%, до 4,7 млрд долларов.

«Импортозамещение, таможенные пошлины и государственные программы стимулирования покупок автомобилей, произведенных на территории РФ, продолжают увеличивать долю внутреннего производства на рынке: 2008 год стал переломным для автомобилей «местной» сборки. Их доля, как в количественном, так и в денежном выражении, уменьшавшаяся до этого несколько лет подряд, на данный момент значительно выросла и достигла максимальных значений за последние восемь лет. Доля иномарок российского производства в количественном выражении, неуклонно растущая с 2002 года, в первом полугодии 2010 года превысила показатель в 30%. Мы полагаем, что предпосылки к изменению данных тенденций в среднесрочной перспективе отсутствуют», -- отмечают эксперты PwC.

Средняя цена автомобиля увеличилась в первом полугодии на 7% за счет укрепления курса рубля и отсутствия продаж со скидками (как годом ранее). По данным PwC, продажи премиальных брендов растут быстрей, чем рынок в целом, а показатели большинства брендов среднего сегмента за исключением корейских и производимых в РФ пока хуже рынка в целом. Доля бюджетного сегмента в общих продажах выросла с 2007 года к 2010 году с 36 до 39%, среднего -- с 61 до 56%, премиального -- с 5 до 3%. «В связи с ростом спроса на покупку автомобилей многие дилерские центры оказались не в состоянии удовлетворить спрос. Возникли очереди на автомобили на несколько месяцев (например, очередь на автомобили Mercedes-Benz может составить три месяца, на Opel и Chevrolet -- до четырех месяцев), а на наиболее популярную «классику» «АвтоВАЗа» и Renault Logan очереди в некоторых регионах превышают полгода», -- отмечает PwC. Очереди будут и в ближайшее время, говорит г-н Рут, добавляя, что это связано с тем, что местные производители не в состоянии резко увеличить производство, а также с логистическими и производственными ограничениями импорта автомобилей в Россию.

«Пока еще слишком рано говорить об однозначном восстановлении рынка. Рост продаж и производства традиционных российских брендов был вызван в первую очередь программой утилизации. Увеличение сегмента иностранных брендов, произведенных в России, объясняется во многом эффектом импортозамещения. На рынке есть позитивные тенденции, но их пока еще нельзя считать доказательствами коренного изменения», -- считает г-н Рут. PwC ожидает, что программа утилизации старых автомобилей позволит стимулировать появление полномасштабной в отрасли утилизации автомобилей и производство инновационных, безопасных и экологически чистых автомобилей. «Программы утилизации автомобилей и субсидирования процентных ставок в целом проходят успешно, однако остается вопрос об их продлении и дополнительной модификации с тем, чтобы они имели не только краткосрочный, но и долгосрочный стратегический эффект на развитие отрасли», -- говорят эксперты PwC.

Ирина ЦЫРУЛЕВА
//  читайте тему  //  Автопром