Время новостей
     N°128, 22 июля 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  22.07.2010
Аист-антифашист
Суд в Нюрнберге готовит модный приговор
В суде баварского Нюрнберга вчера началось разбирательство по иску восточногерманской фирмы «Медиатекс» из бранденбургского городка Миттенвальде. Фирма продает молодежную одежду под маркой «Тур Штайнар», пользующейся особой популярностью в среде правых экстремистов. Торговцы текстилем ополчились на общественную антифашистскую инициативу «Докатились вправо» в восточногерманской земле Мекленбург -- Передняя Померания. Ее инициаторы принялись за выпуск футболок, сумок и прочих текстильных мелочей с изображением белой птицы на красном фоне. По мнению «Медиатекса», покупатель может спутать пернатого с их фирменным знаком, стилизованным под Андреевский крест на таком же красном фоне.

Птицу-антифашиста зовут Аист Хайнар. Его имя пишется любимой нацистами позднеготической фрактурой, в качестве головного убора у пернатого вермахтовский стальной шлем, а его физиономию украшает полоска усов, как у фюрера. По-немецки имя птицы звучит как «Шторх Хайнар», что созвучно с текстильным брендом правых, а при несложной перестановке букв воспроизводится и его написание. Бранденбургская фирма жалуется, что сатирики-антифашисты подрывают ее бизнес, и требует запрета продажи изделий с Аистом Хайнаром, а также уплаты ей ответчиком скромной неустойки в 100 тыс. евро.

Чисто нацистских символов на продаваемой в Германии одежде нет и быть не может. Вместо этого «Тур Штайнар» предлагает «древнегерманскую героическую символику». Тур в нордической мифологии был богом грома, оберегавшим людей от великанов и злых сил. Но фамилией, созвучной марке, обладал еще и небезызвестный во времена нацизма в Германии генерал войск СС Феликс Штайнер.

Аиста «принес» Матиас Бродкорб, молодой депутат из фракции социал-демократов в ландтаге (парламент) земли Мекленбург -- Передняя Померания. Он рассказал «Времени новостей», что пару лет назад в центре Ростока был открыт «нацистский магазин», владельцем которого стал депутат от ультраправой Национально-демократической партии Биргер Люссов. Во время общения с единомышленниками за бутылкой красного вина у Бродкорба возникла идея выразить общественный протест с помощью сатирического образа. «Плохо, когда на востоке Германии текстильная марка становится отличительным знаком правых экстремистов, -- сказал он корреспонденту «ВН». -- Тем самым она становится доминирующим символом молодежной субкультуры. Против этого необходимо что-то предпринимать».

Проект выпуска легкой одежды с изображением дебильного пернатого неонациста быстро собрал сторонников. По восточногерманским городам и весям стали расхаживать модники и модницы в футболках с надписями типа «Спаситель с 1945 года -- победил проигравших мировую войну» или «Воняет -- спусти воду». В последнем случае на картинке часть гитлеровской свастики оказывалась художественно уложенной в унитазе.

На «Медиатексе» сразу же распознали опасность для себя со стороны сатирической «антимоды». После появления на публике Аиста Хайнара фирма попытались зарегистрировать на себя в ведомстве по патентам и маркам права на белую птицу. Однако адвокаты Матиаса Броткорба и его единомышленников подали против этого юридический протест, который был удовлетворен. Теперь этот эпизод является для «отцов» Аиста Хайнара дополнительным аргументом против истца -- если «Медиатекс» собирался зарегистрировать на свое имя эту марку, то почему теперь фирма утверждает, что она подрывает бизнес?

Станет ли в дальнейшем Аист Хайнар, как к тому стремится молодой мекленбургский социал-демократ, «законодателем моды» или нюрнбергские судьи все-таки посчитают в данном случае ущемленными права торговцев модными тряпками с тенденциозной символикой, загодя сказать никто не берется. Однако в розничной торговле есть своя самоцензура -- некоторые фирмы сами перестали поставлять продукцию в магазины с неонацистской клиентурой.

То же самое касается и госучреждений и частных компаний, где определен гласный или негласный антиэкстремистский дресс-код. Пару лет назад полицай-президент Берлина выпустил для служебного пользования инструкцию, запрещающую стражам порядка появляться на работе в гражданской одежде определенных марок, включая продукцию «Тур Штайнар». В документе говорилось: «При нарушении данного требования полагается возбуждение процесса по вынесению предупреждения или дисциплинарного взыскания». Скорее всего главный полицейский начальник Берлина соотнес свои распоряжения с упоминаниями «Тур Штайнар» в нескольких подряд ежегодных докладах ведомства по охране конституции земли Бранденбург. Спецслужба разместила сведения об этой марке в разделе об угрозах правого экстремизма.

Фирма «Медиатекс» насчитывает 40 сотрудников, которые делают годовой оборот в 2 млн евро. Главной ее «торговой точкой» является Интернет, помимо этого существует ряд собственных филиалов и 160 магазинов-партнеров, торгующих маркой «Тур Штайнар». Это главным образом изготовленные в Турции и Китае рубашки, брюки, куртки и свитера, которые в массе можно встретить во время неонацистских шествий.

Юрий ШПАКОВ, Берлин