Время новостей
     N°128, 22 июля 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  22.07.2010
Иной путь для Кореи
США обещают санкции Северу и защиту Югу
В конце этой недели к востоку от побережья Южной Кореи начнутся совместные с США четырехдневные военно-морские учения, в которых примет участие 20 кораблей, включая американский атомный авианосец «Джордж Вашингтон», до сотни самолетов и 8 тыс. военнослужащих. Учения задуманы как ответ на гибель 26 марта этого года южнокорейского корвета «Чхонан» и 46 членов его экипажа. Сеул и его союзники считают, что корвет торпедировала северокорейская субмарина, но Пхеньян вину категорически отрицает. В начале этого месяца Совбез ООН осудил атаку на «Чхонан», но по настоянию Китая и России не возложил вину на КНДР. Тем не менее США и Южная Корея усиливают давление на Пхеньян, который не желает отказываться от ракетно-ядерных программ.

С этой целью госсекретарь США Хиллари Клинтон и глава Пентагона Роберт Гейтс встретились вчера в Сеуле с южнокорейскими коллегами Ю Мен Хваном и Ким Тхэ Еном. Все четверо призвали КНДР извиниться за нападение на «Чхонан». Они предупредили, что Север ждут «серьезные последствия», если тот предпримет «новые агрессивные акции» против Юга.

Кроме того, г-жа Клинтон объявила об ужесточении американских санкций против Пхеньяна, с тем чтобы лишить его «незаконных источников финансирования» запрещенных ООН ракетно-ядерных программ. Санкции включают замораживание счетов связанных с этими программами северокорейцев, введение запрета на их поездки за рубеж (особенно для контактов с финансово-кредитными учреждениями), «пресечение использования дипломатического иммунитета для прикрытия незаконной деятельности». Также предусмотрены значительные ограничения купли-продажи оружия, «сопутствующих ему товаров» и вывоза в КНДР предметов роскоши. «Эти меры направлены не против народа Северной Кореи, так долго страдающего из-за ложных приоритетов его властей, а против проводимой ими дестабилизирующей, преступной и провокационной политики», -- подчеркнула госсекретарь.

«Санкции приняты сейчас, так как в США созрело понимание того, что ситуация на Корейском полуострове вступает в новый этап развития», -- пояснил «Времени новостей» член-корреспондент РАН Василий Михеев. По его мнению, теперь международное давление «мешает Пхеньяну крутить старую волынку -- получить от партнеров по ядерным переговорам деньги, потратить их, обострить обстановку, вновь получить откупные и так далее». Этот цикл «сорван жесткостью позиций Вашингтона и Сеула, но его нарушение создало некую неопределенность, вызвавшую необходимость в новых санкциях». Их цель -- «смена характера северокорейского режима, ведь если он сдвинется к демократии и рыночной экономике, то ядерная проблема КНДР решится автоматически, чему признаков, правда, пока нет».

Г-жа Клинтон обозначила альтернативу нынешней политике Севера, который на этот раз назвала официальным именем: «Администрация Барака Обамы с самого начала дала ясно понять, что для Корейской Народно-Демократической Республики открыта дорога к безопасности и уважению в мире, к которым она стремится». Но и сейчас США «продолжают направлять КНДР то же послание: есть иной, выигрышный для ее народа путь». Чтобы им следовать, она должна отказаться «от угроз и враждебности в отношении соседей», «принять меры к необратимому выполнению своих обязательств в ядерной сфере, соответствию международному праву». По словам г-жи Клинтон, если Пхеньян выберет этот путь, то санкции будут сняты, страна получит энергетическую и экономическую помощь, отношения с США будут нормализованы, а нынешнее соглашение о перемирии, завершившее корейскую войну 1950--1953 годов, будет заменено постоянным договором о мире. Но до тех пор, пока власти КНДР «будут идти прежним курсом», США «вместе с союзниками» будут «верными защитниками Республики Корея».

Гейтс и Клинтон до встречи с южнокорейскими коллегами посетили здание военной комиссии по соблюдению перемирия в демилитаризованной зоне (ДМЗ), разделившей Корею в 1953 году. Оттуда они взглянули в бинокли на территорию Северной Кореи. В точке соприкосновения двух корейских государств госсекретарь похвалила Юг за «чрезвычайный прогресс», достигнутый в политике и экономике со времени окончания корейской войны, отметив, что «Север, напротив, загнивает в изоляции». «Хотя это, быть может, лишь тонкая линия, но по ее краям совершенно разные миры», -- заключила госсекретарь, кивнув на ДМЗ, потом в сторону Юга и Севера.

«В Пхеньяне после гибели «Чхонана» не сработала бюрократическая система: начальники помельче побоялись доложиться более высоким. По утверждению надежных источников, корвет взорвался из-за сбоя в системе наведения в ходе учебных пусков северокорейских торпед», -- рассказал «ВН» Василий Михеев. В Желтом море, где затонул корабль, северяне такие учения проводят часто, и «два-три года назад такую же торпеду вследствие похожего сбоя вынесло на побережье Южной Кореи». «Даже если эта версия неверна, она все равно позволяет Югу и Северу уладить конфликт, не потеряв лица, -- подчеркнул эксперт. -- Причем Север, конечно, должен будет перед Югом извиниться».

Александр САМОХОТКИН