Итальянский концерн готов транспортировать туркменский газ через Каспий для конкурирующих проектов
Итальянская компания Eni -- партнер «Газпрома» в проекте «Южный поток» -- активно занялась продвижением инициативы, которая может помочь конкурирующему Nabucco добыть ресурсы газа. Главный управляющий директор концерна Паоло Скарони
(на снимке) вчера в Баку обсуждал тему организации доставки туркменского газа через Каспий в трубопроводную систему Азербайджана с президентом Ильхамом Алиевым и министром энергетики Натиком Алиевым. «От побережья Азербайджана газ может транспортироваться в другие точки назначения», -- говорится в сообщении Eni.
На туркменский газ очень рассчитывает консорциум Nabucco, который собирается проложить трубу из Турции в Австрию. А турецкая и азербайджанская газотранспортная система, как известно, уже связана трубопроводом Баку--Тбилиси--Эрзерум.
Поведение Eni плохо вписывается в рамки партнерской этики по отношению к «Газпрому», но прекрасно укладывается в ряд действий г-на Скарони по затягиванию проекта «Южный поток». Судя по всему, для итальянской компании развитие бизнеса в Туркменистане, где компания в 2008 году получила первые активы, приоритетнее плотной работы над одним из главных геополитических проектов России. В то же время можно предположить, что такой демарш не останется без внимания Москвы, и надежды Eni реализовать крупный газовый проект с «Газпромом» (на базе бывших активов ЮКОСа) могут быть разрушены.
Итальянцы предлагают перевозить газ из Туркмении по морю в сжатом виде (compressed natural gas, CNG). На сегодняшний день идея транспортировки туркменского CNG через Каспий в Азербайджан находится на уровне политических консультаций и технической проработки. По мнению Eni, эта технология более реальна по сравнению с традиционными способами поставок газа по трубе или в сжиженном виде (LNG). «В последние месяцы глава Eni встречался с представителями российского, американского и европейских правительств, чтобы обсудить технические, финансовые и коммерческие аспекты проекта», -- говорится в сообщении компании. Никаких подробностей прошедших встреч в релизе не приводится, а на вопросы «Времени новостей» представители Eni не ответили.
Технология сжатия газа, как правило, используется в розничной торговле при заправке автомобилей газомоторным топливом. На протяжении последних лет разрабатывались судна для перевозки CNG до рынков сбыта, однако пока крупных проектов в этой сфере не было реализовано. Теоретически сжатие дешевле сжижения, поскольку нет затрат на регазификацию и не нужна система охлаждения газа до нужной температуры. Однако есть и очевидные минусы. Газовоз одной и той же емкости может взять втрое меньше CNG, чем LNG. Кроме того, резервуары должны быть гораздо более прочными, чтобы выдерживать давление 200--250 бар.
Eni предложила Азербайджану этот проект транспортировки еще в начале июня, когда в Баку приезжала техническая делегация итальянского концерна на предварительные переговоры. Тогда речь шла о 6--8 млрд кубометров газа в год. Сейчас Eni осторожнее -- в заявлении по итогам визита в Баку говорится о «нескольких миллиардах кубометров». Начало переговоров с азербайджанской стороной произошло это после того, как в конце мая президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов поручил «Туркменгазу» начать строительство газопровода «Восток-Запад» от месторождений на юго-востоке страны к берегу Каспия
(см. «Время новостей» от 24 мая). А в начале июня к нему приезжал г-н Скарони, чтобы обсудить перспективы развития сотрудничества. Теперь Паоло Скарони навестил и Баку, поскольку Ашхабад заявляет, что не собирается участвовать в проектах по транспортировке газа за пределами страны, но готов продавать сырье на границе.
На туркменский рынок итальянский концерн попал, купив в 2008 году британскую Burren Energy, которой принадлежало право разработки блока «Небит-Даг» на шельфе Каспия (добывается около 600 тыс. тонн нефти в год). Следует отметить, что Eni для проекта CNG предлагает использовать попутный нефтяной газ, добываемый на туркменском шельфе Каспия. По крайней мере на первом этапе. После того как «Газпром» резко сократил закупки газа у Туркмении в прошлом году (с 40 до 10--11 млрд кубометров в год), шельфовый ПНГ пришлось активнее сжигать, а газопроводную нитку из Туркмении в Россию по берегу Каспия мощностью около 5 млрд кубометров в год законсервировать.
Раздражение по поводу деятельности Eni накапливается в «Газпроме» довольно давно. При том, что отношения с Паоло Скарони у руководства российского концерна не сложились с самого начала. Чуть ли не первым делом после назначения в 2005 году г-н Скарони отказался выполнять соглашение о стратегическом партнерстве с «Газпромом», которое было подписано несколькими неделями ранее его предшественником. И хотя затем новый договор был подписан, продлены контракты на поставку газа, российский концерн получил прямой доступ на итальянский рынок, а Eni поучаствовала в покупке бывших газовых активов ЮКОСа, договорившись развивать их вместе с «Газпромом» (сейчас это предприятие «Северэнергия»), и стала партнером в «Южном потоке», первое впечатление довлеет над всеми совместными проектами.
Весной г-н Скарони неожиданно предложил объединить проекты «Южного потока» и Nabucco. Получив заочную отповедь от российских чиновников, он был вынужден оправдываться, что рассуждал теоретически. Чуть позже уже начальник департамента внешнеэкономической деятельности, который недавно был назначен генеральным директором «Северэнергии», заявил, что Eni саботирует работу над «Южным потоком» и даже не вносит свою долю расходов на проектирование. Через несколько дней Паоло Скарони на встрече с главой «Газпрома» Алексеем Миллером подтвердил приверженность «Южному потоку», но дело не сдвинулось. Противоречия между партнерами не позволили в июне договориться о присоединении французской EdF.
Источник в российской компании даже намекал, что не ждет никакого прогресса в сотрудничестве с Eni до осени, когда у г-на Скарони истечет управленческий мандат.
Болгария, подписавшая в минувшие выходные "дорожную карту" с Россией по строительству газопровода "Южный поток", поддерживает и конкурентный проект Nabucco. Вчера министр экономики, энергетики и туризма Болгарии Трайчо Трайков в составе делегации, возглавляемой премьер-министром страны Бойко Борисовым, встретился в Вене с руководителем международной проектной компании Nabucco Gas Pipeline International GmbH Райнхардом Митчеком и руководителями австрийской OMV, являющейся участником проекта Nabucco, пишет болгарское издание Novinite. В ходе переговоров г-н Трайков поддержал активизацию работы по строительству газопровода между Турцией и Болгарией, который будет частью газопровода Nabucco. "Реализация этого связующего газопровода, в сущности, станет началом проекта, который обеспечит Болгарию и страны Евросоюза газовыми ресурсами Каспийского и Ближневосточного региона", -- сказал он. Австрийские эксперты презентовали ему работу центрального европейского хаба, который на 80% принадлежит OMV, и обсудили возможности организации подобной торговой площадки в Болгарии. По словам г-на Трайкова, австрийский опыт будет очень важным для Болгарии, которая ищет возможности расширить свои мощности по хранению газа.
ИНТЕРФАКС-АГИ