В Лондоне внимательно следят за начавшимся вчера первым официальным визитом британского премьера Дэвида Кэмерона (
на снимке) в Соединенные Штаты. Прежде чем отправиться за океан и заняться делами международными, Кэмерон слетал в Ливерпуль, где озвучил свою новую внутриполитическую идею. Называется она «Большое общество» и призывает население активно включиться в процесс местного самоуправления. Премьер хочет, чтобы британцы взяли под свой контроль такие сферы повседневной жизни, как городской транспорт, государственные школы, районные библиотеки, почтовые отделения. Он полагает, что никто не сможет лучше контролировать строительство муниципального жилья, чем те, кто стоит в очереди за ним...
«Большое общество» выглядит как настоящая революция в управлении, -- заметил «Времени новостей» профессор университета в Бирмингеме Патрик Эдвардс. -- Но не следует забывать, что у этой идеи есть оборотная сторона. Правительство вынуждено сокращать бюджеты муниципальных служб и тут ничего так не пригодится, как усиление местного самоуправления. Дэвид Кэмерон прагматик, в его действиях всегда надо искать здравый смысл и прямой расчет. Думаю, что на переговорах с президентом Бараком Обамой он поведет себя точно так же -- постарается установить с ним дружеские и доверительные личные отношения, но при этом не будет готов жертвовать британскими интересами».
В Британии любят говорить об «особых отношениях» с США. Особенно напирал на это лейбористский премьер Тони Блэр, который, как считают аналитики, порой ставил отношения с заокеанским соседом выше британских интересов, за что получил унизительную кличку «пудель Буша». В частности, многие полагают, что Соединенное Королевство вступило в войну в Ираке по просьбе президента США Джорджа Буша-младшего.
Дэвид Кэмерон, кажется, не испытывает большого воодушевления по поводу этой «особости». В интервью газете «Уолл-стрит джорнэл» он подчеркнул, что «отношения между Великобританией и США просты: наша дружба крепка, потому что выгодна обеим странам». И еще: «Наши союзнические отношения возникли не на основе исторических связей и держатся не на слепой лояльности. Это сознательное партнерство, которое служит национальным интересам наших стран». По всему видно, что премьер никак не претендует на роль «пуделя» и по своим политическим пристрастиям, скорее, ближе к образу черчиллевского «бульдога». Дэвид Кэмерон полагает, что отношения двух стран должны быть основаны на «реалистическом подходе», в рамках которого Британию признают младшим партнером, но считают сильной страной со своими взглядами и ценностями. «Это союз, основанный не на исторических связях или же слепой лояльности, -- указал премьер. -- Это избирательное партнерство, которое отвечает национальным интересам».
Отвечая на вопрос, какого приема может ожидать британский гость от Барака Обамы, бывший замгоссекретаря США Джон Болтон сказал, что внешне все будет «очень празднично и красиво». Он заметил, что президент США «хорошо усвоил известную байку о том, как старый политик наставляет новичка: самое главное в политике -- откровенность, а потому успех возможен лишь тогда, когда научишься делать вид, что говоришь откровенно». Так что Дэвид Кэмерон может рассчитывать на серию замечательных фотографий, дружеский тон на пресс-конференции и даже, может быть, публичное признание «особых отношений» принимающей стороной.
Пресс-служба премьера Великобритании уже сообщила, что визит будет в основном посвящен «крупным вопросам, по которым у двух стран есть общая повестка: Афганистану, состоянию глобальной экономики и проблемам Ближнего Востока». Но, по мнению Джона Болтона, ситуация на переговорах будет жестче и принципиальнее: «Нет сомнения, что важнейшей темой станет продолжающийся кризис в Ираке и Афганистане, не говоря уже о сдерживании ядерных программ Ирана и Северной Кореи».
Что касается экономики, тот тут тоже вроде бы согласия нет. Британское коалиционное правительство взяло жесткий курс на сокращение госрасходов и дефицита бюджета. Но президент США не спешит с подобными мерами. Он предпочитает поддерживать экономику, стимулируя ее рост, а непопулярные сокращения, видимо, хочет провести после промежуточных выборов в конгресс в ноябре.
Другой трудной темой на переговорах, безусловно, станет ситуация вокруг «Бритиш петролеум» в связи драматическими событиями в Мексиканском заливе. Премьер Британии предупредил, что готов лично выступить в защиту компании. Судя по всему, он попытается убедить Обаму и конгрессменов в том, чтобы компанию не растащили за долги, -- в интересах всех сторон, чтобы она «оставалась сильной и стабильной». Правда, при нынешнем негативном настрое Белого Дома против компании-виновницы самой масштабной экологической катастрофы в новейшей истории США сделать это будет непросто.
Кроме того, как предсказывает британская газета «Файнэншл таймс», британского гостя непременно расспросят о роли «Бритиш петролеум» в досрочном
освобождении ливийца, признанного виновным в организации взрыва авиалайнера над шотландским городком Локерби. В западных СМИ активно обсуждаются слухи о том, что Абдельбасета аль-Меграхи освободили из шотландской тюрьмы в августе 2009 года не по «гуманным соображениям», как утверждали в Эдинбурге, а в результате тайной нефтяной сделки между Лондоном и Триполи, одним из инициаторов которой якобы стала «Бритиш петролеум». И хотя Кэмерон отрицал и будет отрицать состоятельность подобных предположений, издание напоминает, что он назвал решение шотландского суда о досрочном освобождении ливийца «очень плохим».