Время новостей
     N°152, 23 октября 2000 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  23.10.2000
Вместе весело шагать
Эрмитаж и Фонд Гуггенхайма выходят на оперативный простор. В Лас-Вегасе
Уже полгода отечественную художественную общественность будоражат переговоры и договоры американского Фонда Гуггенхайма, владеющего сетью музеев в Европе и Америке, и петербургского Эрмитажа. Несколько соглашений о сотрудничестве (обмен выставками, совместные проекты и т.д.) уже было подписано и презентировано в присутствии мировых кинозвезд и дополнено мотопробегом на машинах марки BMW. И вот еще одно соглашение. На сей раз уже совершенно беспрецедентное не только для России, но и для мировой музейной практики в целом.

Тема такая: весной следующего года не где-нибудь, а в самом Лас-Вегасе (в конгресс-центре «Венецианский») откроется новый музей под названием Гуггенхайм-Эрмитаж. Главный архитектор выставочного зала -- не кто-нибудь, а сам Рем Кулхаас, один из крупнейших современных зодчих, лауреат самой престижной Притцкеровской премии этого года, отпетый модернист, который покроет весь зал «Венецианского» стальными листами. Первая выставка -- не какая-нибудь, а 40 картин импрессионистов и модернистов из собраний Эрмитажа и Фонда Гуггенхайма (от Боннара и Сезанна до Кандинского и Пикассо).

Главная идея проекта -- популяризация искусства. Министр культуры РФ Михаил Швыдкой так и сказал: «Ввести шедевры из российских и американских музейных коллекций в мировой культурный обиход». В Америке это довольно распространенная практика. Выставки проходят в конгресс-центрах, гостиницах и даже в универмагах (несколько лет назад в одном из американских супермаркетов была даже выставка, привезенная из московского Кремля, -- купив сосиски, можешь полюбоваться какой-нибудь Шапкой Мономаха). Ведь искусство давно стало частью культуры развлечения, и с этим смирились, пусть скрепя сердце, даже самые сердитые искусствоведы. Но Лас-Вегас -- место специфическое, туда приезжает, конечно, много народа (считается, что 35 миллионов в год), но совершенно особого. Приезжают ровно не те, кто обычно ходит в музеи. Главные посетители музеев (на Западе) -- энергичные старушки в брючках, их высохшие мужья-диабетики, бойкие маленькие японцы, всюду фотографирующие себя на фоне культурных достопримечательностей западного мира (я и Аполлон Бельведерский), немножко немцев с пивными животами и немножко русских с угрюмыми лицами. В Лас-Вегас, понятное дело, они не поедут. Поэтому с «культурным обиходом» г-н Швыдкой погорячился. Но вот, указав на «первостепенное значение» этой акции, он был абсолютно прав. Все-таки времена меняются: мы теперь не просто (и тайно) продаем шедевры из Эрмитажа, чтобы заработать деньги на индустриализацию всей страны. Мы теперь еще и о культуре думаем.

Софья КРЫНСКАЯ