На следующей неделе, 22 июля, Международный суд ООН в Гааге обнародует решение по статусу края Косово,
провозгласившего независимость от Сербии в феврале 2008 года. Позицию суда огласит его председатель японец Хисаси Овада, а за ходом заседания можно будет следить в сети Интернет. Вердикт будет носить консультативный характер, но это не умаляет его международно-правовое значение. Впервые в своей истории высшая судебная инстанция ООН рассматривает вопрос о территории, заявившей о выходе из состава государства -- члена Организации Объединенных Наций, причем без его согласия. А потому это решение будет иметь прецедентный характер для десятков других подобных случаев, в том числе на постсоветском пространстве.
Международный суд ООН с осени 2008 года изучает соответствие односторонне провозглашенной независимости Косово международному праву. Тогда соответствующий запрос по требованию Сербии направила в этот орган Генассамблея ООН. Предполагалось, что решение будет оглашено в апреле текущего года, но затем в СМИ просочилась информация о разногласиях, заставивших судей взять дополнительное время на обдумывание.
«Среди 15 судей Международного суда ООН девять представляют страны, уже признавшие независимость Косово, поэтому они вряд ли смогут принимать решение без оглядки на позицию своих правительств», -- пояснила «Времени новостей» эксперт Центра по изучению современного балканского кризиса Института славяноведения РАН Анна Филимонова. Но «настоящая битва может разгореться уже на Генассамблее ООН, куда и будет направлен судебный вердикт».
Руководство Евросоюза уже предложило Белграду выработать совместный проект резолюции после вынесения вердикта Международным судом. Власти Сербии, по словам нашей собеседницы, «это предложение отклонили, заявив о намерении представить в сентябре на Генассамблее ООН свой проект документа». «В нем будет поставлен вопрос о проведении новых переговоров между Белградом и Приштиной под эгидой ООН о статусе Косово. Понятно, что государства, уже признавшие независимость края, постараются всеми силами не допустить этого, в том числе шантажируя Белград угрозой отклонить его заявку на вступление в ЕС», -- считает эксперт.
«Оглашение судебного вердикта не станет последним этапом борьбы. Ведь Международный суд свою правовую оценку передаст на рассмотрение Генассамблеи ООН», -- подтвердил глава сербского МИДа Вук Еремич и пообещал, что «борьба за большинство голосов членов этой организации будет куда более тяжелой». Великобритания, Германия и Франция в совместном заявлении уже предупредили сербские власти, что будут рассматривать вынесение вопроса о Косово на Генассамблею ООН как «кампанию против членов Евросоюза»: «Это будет иметь неизбежные последствия, которые отразятся на судьбе прошения Сербии о членстве в ЕС».
На днях Европарламент принял резолюцию, призвавшую членов ЕС придерживаться общей позиции по Косово, а институты Евросоюза -- активизировать сотрудничество с этим краем и, в частности, предоставить его населению безвизовый режим. Напомним, что в настоящее время из 27 стран -- членов ЕС независимость Косово не признают только Греция, Испания, Кипр, Румыния и Словакия.
Албанские власти Косово не сомневаются, что вердикт суда будет носить позитивный для них характер. Министр иностранных дел в краевом кабинете Скендер Хюсени уже заверил, что правительство «полно решимости установить власть на всей территории Косово» -- иными словами, взять под контроль его северные районы, населенные сербами. «Однако судебное решение будет иметь более широкое значение, выходящее за рамки собственно Косово, -- подчеркивает Анна Филимонова. -- Провозглашенный Приштиной «интеграционный албанский процесс» распространяется также на южносербские общины со смешанным сербо-албанским населением (уже именуемые «Восточное Косово»), на северные и западные районы Македонии, включая ее столицу Скопье, на территории Черногории в районе Скадарского озера».
Кроме того, по мнению нашей собеседницы, «выводы и аргументация Международного суда ООН будут внимательно изучаться применительно к другим похожим конфликтам, в том числе на Кавказе». Эксперт напомнила, что руководство России «изначально подчеркивало, что его решение признать независимость Абхазии и Южной Осетии не базировалось на косовском прецеденте, а исходило из конкретной ситуации в Кавказском регионе». Ведь если Косово к 2008 году «уже почти десять лет не контролировалось Сербией, а его жителям вообще ничто не угрожало, то обе кавказские республики столкнулись с угрозой уничтожения, что
заставило Москву вмешаться в ситуацию».