Время новостей
     N°152, 23 октября 2000 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  23.10.2000
Сухой остаток
Грузинские вина: все меньше, все слаще
На этой неделе в Грузии завершается ртвели -- сезон сбора винограда. В основных винодельческих районах он уже закончился, и печальной картине гибели значительной части урожая не хватает лишь нескольких мазков. Для сельского хозяйства Грузии вообще и для ее виноделия в частности этот год благодаря беспрецедентной засухе оказался чрезвычайно неудачным. Правительство Грузии обратилось за помощью в ООН, и эксперты этой организации должны определить, сколько пшеницы потребуется для того, чтобы помочь населению перезимовать. А вот с виноградом Грузию не выручит никто -- его будет намного меньше, чем в прошлом году.

Правда, до будущего года потребитель может спать спокойно. Вино нового урожая должно созреть, поэтому в продажу оно поступит не раньше февраля 2001-го. И вот тут потребитель поймет, что и у засухи есть свой плюс. Виноград накапливает меньше влаги и больше сахара, а это очень хорошо для вина.

Если верить импортерам, засуха не заставит Россию пить меньше грузинского вина. Импортеры сократят поставки на другие, не столь важные для них рынки, и перебросят их в Россию. «Возможности для поставок в Россию не использовались полностью. Сейчас в Россию идет более половины грузинского экспорта вина», -- сказал корреспонденту газеты «Время новостей» чрезвычайный и полномочный посланник Грузии Лоид Джикуридзе. Он подтвердил, что крупнейшие экспортеры рассматривают возможность сохранения экспорта вина в Россию за счет снижения поставок в другие страны. Так что проблема скорее не в том, что России не хватит вина, а в том, что его производителям не хватит винограда.

По оценке ООО «Дионис клуб», урожай винограда в этом году ниже прошлогоднего процентов на 40. Грузинские крестьяне вдвое повысили цену на свой товар -- с 0,4-0,45 до 0,75-0,8 долл./кг. Кстати, планка могла бы оказаться еще выше, если бы покупатели не договорились попридержать цены. Договоренность эта (она, конечно, не зафиксирована на бумаге) позволила производителям вина сэкономить немного денег. Но от этого винограда не становится больше.

В местечке Рача-Лечхуми (западная Грузия), где выращивают сорт, используемый для производства любимой в России «Хванчкары», вместо обычной 1 тыс. т с лозы сняли только 0,6 тыс. тонн. Из них, как утверждают в «Дионис клубе», эта компания закупила 500 тыс. тонн. Менеджеры полагают, что на долю конкурентов останется не так много винограда и что процентов 80% «Хванчкары», которая начнет поступать в Россию в феврале 2001 года (технология требует выдерживать вино до этого срока), будет именно от «Дионис клуба». Перепроверить эту информацию нам не удалось. Другой крупнейший поставщик грузинского вина, компания Georgian Wines and Spirits (GWS), входящая во французскую группу Pernod Ricard, от комментариев по этому поводу отказалась.

На закуску останется

«Мы не будем из-за засухи повышать цены, -- говорит Нукри Курдадзе, брэнд-менеджер по винам грузинской GWS. -- Во-первых, у нас около 600 га собственных виноградников. Природные катаклизмы влияют в первую очередь на те из них, за которыми не очень хорошо ухаживают, где нет оросительной системы, а у нас все в порядке. Во-вторых, в прошлом году наша компания получила от ЕБРР под гарантии Pernod Ricard кредит в 5 млн долл. Эти средства пошли не только на модернизацию производства, но и на закупку урожая. У нас на несколько лет вперед закуплены некоторые редкие сорта винограда. Да, в этом году урожай был меньше, но недостаток некоторых сортов никак не скажется на России, которая для нас является приоритетным рынком. Объемы поставок вина в Россию будут даже существенно больше, чем в прошлом году».

В «Дионис клубе» полагают, что засуха поднимет цены на 15--20% (хотя объемы поставок по сравнению с 2000 годом и будут увеличены). Так что вечный спор между теми, кто полагает, что грузинское вино относительно дорого, и теми, кто считает его относительно дешевым, продолжится и в 2001-м.

«Оптовая цена «Хванчкары» не может быть ниже 10--15 долл., учитывая спрос на это вино и цены на сырье, -- говорит Нукри Курдадзе. -- В хорошие годы Грузия производит 400, в редких случаях до 500 тыс. литров «Хванчкары». Это количество в России продается буквально за месяц. Как бутылка «Хванчкары» может стоить в рознице ниже 500 рублей? Большего абсурда я не могу себе представить».

В «Дионисе», где максимальная розничная цена на грузинские вина 250 руб. за бутылку, придерживаются противоположного взгляда. «Грузинские вина не должны стоить дорого, -- полагает директор департамента маркетинга Илья Дьяконов. -- Они своеобразны, но в них нет ничего такого, что делало бы их дорогими. Вся проблема в площадях. Нет инвестиций в посадку виноградника, тем более что отдачи от этих инвестиций можно ждать только через пять лет».

Действительно, площади оставляют желать лучшего. В 1990 году в Грузии было 116 тыс. га виноградников, сейчас только 60 тыс. Соответственно в 1985--1990 годах в Грузии ежегодно производилось в среднем 32 млн дал вина, из них 80% вывозили (преимущественно в Россию). В 1998-м произвели всего 1,6 млн дал, зато более 70% всего винограда было оплачено иностранными компаниями.

Вопрос о ценообразовании не так прост, как кажется на первый взгляд. Производитель может закупать виноград у крестьян, первично перерабатывать его на собственном заводе, а уже затем делать вино. А может приобретать уже готовое сусло на чужом перерабатывающем заводе. В «Дионис клубе» утверждают, что в последнем случае вино получается значительно дороже. «Поэтому в этом году, -- говорит Илья Дьяконов, -- мы впервые покупали виноград у крестьян».

Наконец, есть и еще одно чрезвычайно важное для цены обстоятельство. Г-н Курдадзе напоминает, что наиболее популярны в России «Оджалеши», «Киндзмараули» и «Хванчкара» -- вина, производство которых ограничено территорией, где растет необходимый для них виноград. Грузинское законодательство пока не предписывает производителям вина действовать соответственно принятому во всех винодельческих странах принципу «контроля наименования территории происхождения». Он означает, что, скажем, «Шампанское» может быть сделано только из винограда, растущего в провинции Шампань, и разлито там же. Все остальное -- не «Шампанское», даже если взять тот же самый сорт винограда, но, скажем, из провинции Гасконь. Там другие почвы и другой климат, поэтому и вино будет другим. GWS по собственной инициативе контролирует ряд наименований территории происхождения.

«У нас есть две гаммы, -- говорит г-н Курдадзе, -- «Тамада» и «Старый Тбилиси». «Тамада» -- это вина, производство которых ограничено территорией происхождения. Мы предприняли первую на постсоветском пространстве попытку классифицировать вина по цивилизованным нормам». Оптовая цена вин марки «Старый Тбилиси» составляет 3,5--4 долл. Иными словами, принцип контроля наименования повышает цену в 2--2,5 раза. «Дионис клуб» его не придерживается.

«Хванчкара» из Хванчкары

Грузия находится буквально в нескольких шагах от того, чтобы, как ведущие винодельческие страны, ввести у себя обязательный контроль наименования места происхождения. Как сообщил газете «Время новостей» заместитель генерального директора грузинского Национального центра интеллектуальной собственности Мераб Квинсадзе, с 1 ноября 1999 года в Грузии действует закон «О наименованиях места происхождения и географических указаний товаров», предусматривающий обеспечение охраны наименования места происхождения. Но чтобы закон начал работать не только на бумаге, необходимо создать государственный орган, который взял бы на себя контрольные функции. «Наверное, возглавить это дело должно министерство сельского хозяйства и продовольствия Грузии, -- говорит г-н Квинсадзе. -- Пока вопрос в стадии решения».

К регистрации объектов, то есть наименований места происхождения, приступят только после создания контролирующей структуры. «Хотелось бы, чтобы где-то к концу года этот вопрос был решен, - говорит г-н Квинсадзе. -- Мы уже подготовили всю необходимую документацию и проекты подзаконных актов». По его словам, такую систему уже много лет успешно использует Франция, и необходимости придумывать что-то новое просто не было. «Контролирующий орган будет постоянно следить за процессом выращивания винограда -- от орошения до урожая -- и контролировать получение вина, -- говорит г-н Квинсадзе. -- Если в таком-то году все будет соответствовать нормам, то предприниматель получит возможность в этот год писать на своих бутылках, скажем, «Хванчкара». Если нет, то ему придется продавать свое вино под другой этикеткой».

Мераб Квинсадзе подчеркивает, что есть и еще одна возможность защитить наименования места происхождения. 4 июля 1999 года было принято соглашение о предупреждении и пресечении использования ложных товарных знаков и географических указаний по СНГ. «В рамках этого соглашения можно бы на двусторонней основе обменяться списками таких названий, и наши государства могли бы взять обязательства охранять их», -- говорит он. Так или иначе, но через год-другой Грузия потребует от производителей вина ввести контроль наименования места происхождения. И тогда «Хванчкары» станет в несколько раз меньше. Зато проблема подделок встанет с новой силой. Вряд ли все отловленные г-ном Квинсадзе предприниматели так легко откажутся от права писать на этикетке то, что им больше нравится. Опыт российского алкогольного рынка (у нас, правда, речь идет о водке) это подтверждает.

Но придуман новый способ борьбы с так называемым контрафактным товаром -- фальшивками, поступающими в Россию из бывших союзных республик.

Удачно складывается

9 июня этого года ГТК издал приказ №491 «О местах доставки и таможенного оформления товаров отдельных категорий, происходящих с территории республики Молдова», который ограничил прохождение импорта молдавской алкогольной продукции тремя складами временного хранения (они принадлежат ЗАО «МОРП», ООО «ЕвроТехЛайн» и ЗАО «ВиГ+»). Раньше таких складов было около 20. Как нам сообщили в ГТК, эта мера была принята по просьбе молдавского правительства. «Я сам бы до этого не додумался», -- заметил человек из ГТК. Молдаване намеревались таким способом перекрыть поток фальсифицированного вина, импортируемого в Россию. «Они, по-видимому, не могут у себя справиться с производством фальсификатов», -- сказал газете «Время новостей» сотрудник ГТК. По его словам, Молдавия просила пропускать все свое вино только через один склад на территории России, но «это нереально, у нас нет такого склада», так что остановились на трех. На каждом сидят и наблюдают за прохождением товара представители молдавской торгово-промышленной палаты. Насколько это эффективно -- вопрос. «Оценку давать рано, прошло меньше двух месяцев», -- говорят в ГТК. При этом сотрудник ГТК замечает, что перечень складов «остается открытым», но вместо ответа на вопрос, а был ли проведен конкурс, засмеялся. По его словам, выбирали те склады, которые «больше всех остальных занимались таможенным оформлением молдавских вин», имеют соответствующие условия и возможности.

Аналогичное постановление готовится и по просьбе грузинской стороны. В ГТК затруднились назвать дату его выхода, но подтвердили, что «вопрос рассматривается». Сколько будет складов, не говорят.

Может быть, поток фальсификатов и обмелеет, но импортеры нововведением очень недовольны. «Склад -- это коммерческая организация, и создается она исключительно для того, чтобы получить прибыль любыми способами. Этим она и будет заниматься -- по просьбе моих конкурентов выбивать меня с рынка, -- говорит газете «Время новостей» рассерженный импортер. -- Это не значит, что с меня будут больше брать за оформление. Просто там постоянно будет болеть кладовщик, особенно перед Новым годом. Мне будут компостировать мозги и требовать разные справки». Но пока это только догадки. «Последствия таких нововведений обычно появляются в течение квартала--полугода. Сейчас формируются новогодние заказы, и уже в ноябре будет что-то понятно», -- говорит наш собеседник.

А потребителю все станет понятно, когда он перед праздниками пойдет в магазин. Если молдавское (а может, к тому времени дело дойдет и до грузинского) вино не станет дефицитом, он просто ничего не заметит. Или простодушно удивится: почему это было много поставщиков, а осталось раз-два -- и обчелся.

Ущерб Грузии от засухи оценен в 232 млн долларов. В стране пострадало 77% пахотной земли, а в регионе Кахетия, где выращивают около 85% всего винограда республики, повреждено 68% площадей интенсивного земледелия. Из-за засухи Кахетия не даст запланированных 250 тыс. т винограда, и урожай вряд ли превысит 165--170 тыс. т. По данным Интерфакса, урожай винограда в Грузии в этом году будет не больше 200 тыс. т (в прошлом году 270 тыс. т).

Анастасия НАРЫШКИНА