|
|
N°123, 15 июля 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
В смирении надежда примирения
Коллекция греческих икон в Москве
Выставка, что открылась в отделе личных коллекций Музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, называется «Синаксис» и знакомит с собранием греческого коммерсанта и мецената Эмилиоса Велимизиса. Эмилиос Велимизис прожил всего 45 лет (1901--1946). За это короткое время собрал выдающуюся коллекцию поствизантийских икон, большая часть которых хранится в крупнейшем музее христианского искусства Афин -- Музее Бенаки (фамилия Бенакисов для Греции имеет примерно то же значение, что фамилия Третьяковых для России, дружба Эмилиоса Велимизиса и Антониса Бенакиса позволила пополнить фонды знаменитого Музея Бенаки ценнейшими шедеврами). В состав выставки вошли также иконы коллекции, попавшие в Общественный фонд Александра С. Онассиса. Количество произведений -- более 100. Это один из крупнейших показов коллекции за период ее многолетнего вояжа по разным городам Европы.
Что такое «синаксис»? Изначально -- собор архангелов после низвержения архангелом Михаилом отпавшего от Бога Люцифера. В изобразительной традиции восточнохристианской церкви Синаксис небесных сил изображается хором архангелов, поддерживающих сферу с ликом Христа. Слово, указывающее на триумф православия, означает и внебогослужебное собрание верующих, посвященное псалмопению, чтению книг Священного Писания, почитанию памяти какого-либо святого. Название удивительно точно отражает идею собранной кураторами Талией Стефаниду, Александрой Степиной, Алексеем Савиновым выставки. Главный герой -- иконопись острова Крит. Благодаря ей произошла историческая встреча-симпозиум совершенно разных, подчас даже непримиримых традиций христианской изографии: от строгой канонической византийской до созданной в манере итальянского Ренессанса.
Первое впечатление: совершенно невозможно угадать хронологию представленных шедевров. Экспозиция разделена на три части. Условно назовем так: Святые угодники, Богоматерь, Иисус. В каждой части соседствуют поствизантийские иконы разных времен, от XV до XIX века. Пытаясь самостоятельно угадать датировки, то и дело попадаешь впросак. Выглядящие созданными в новой манере доски подчас имеют возраст очень древний, а сходные со стилем Дионисия образы датируются позапрошлым веком. Восхищает и присутствие в канонических восточных письмах не встречающихся обычно тем. Иконография столь сложна и велеречива, что заслуживает увлекательнейшего исследования. Восточная и западная традиции создания святых образов общаются на выставке совершенно дружественно.
Случилось так потому, что Крит после падения Константинополя был средоточием различных культур. Бежавшие из завоеванной турками Византии художники образовали там свою колонию. Византийская традиция сохранялась, но вступала в диалог с другой, обусловленной торговыми контактами Кандии (главном иконописном центре Крита, современном Ираклионе) с западным миром, с Италией прежде всего. Синаксис различных мастеров священной живописи оказался уникальным, обеспечил взаимовлияние разных культур. Кураторы рассказывают: «В договорах на создание иконы всегда указывали стиль живописи: in maniera greca или in maniera latina, обозначая соответственно византийскую или западную манеру изображения». Почетным гостем Москвы стал одетый в прекрасную ренессансную раму образ «Пьета с ангелами» уроженца Крита, прославившего впоследствии Испанию под именем Эль Греко. Доменикос Теотокопулос покинул свой родной остров в 1567 году. Его стиль -- страдающая экзальтация ренессансной формы, обузданная иконописным каноном. Благодаря выставке имеется возможность увидеть истоки этого стиля.
Благоговение испытываешь, созерцая и совершенный, созданный в лучших традициях восточнохристианской иконописи лик Христа Вседержителя (Пантократора) на иконе XVI века. Ее предоставил для выставки московский Музей имени Андрея Рублева. Икона уникальна не только изумительной культурой письма, но и тем, что это единственная критская икона из коллекции знаменитого собирателя авангарда Георгия Костаки. Три редких по иконографии образа представил на выставку и сам Музей изящных искусств.
Экспозиция образцова еще и потому, что показывает, как смиренно и деликатно можно решать проблемы сосуществования в рамках единого «синаксиса» нового и древнего, канонического и неканонического. Отдельный раздел посвящен художникам XX столетия, предлагающим свои версии интерпретации вечных тем. Один из них -- литератор и художник Никос Пентзикис (1908--1993). Его созданные темперой синаксарии (повествованиях о жизни святых, религиозных праздниках, священных текстах) напоминают полотна абстрактных экспрессионистов, в которых проступают нежные очертания выведенных будто детской рукой фигурок -- ангелов, птиц, рыб...Художник действовал по разработанному им принципу тональных отношений, соответствующих арифметическому количеству букв визуализируемых текстов. Цветные точки и черточки -- кодируемые им на основании нумерологии Пифагора буквы. Работы целомудренны и никак древние образы не оскорбляют. При том интересны в качестве contemporary art.
На пресс-конференции устроителям был задан вопрос: существует ли в Греции проблема, подобная нашей, -- о возвращении церкви ее имущества. Ответ очень порадовал: нет, не существует. И частные музеи, и государственные находятся под протекторатом Минкультуры. И даже если сама церковь, заботясь о хранящемся у нее наследии (как культовом и одновременно культурном), создает церковные музеи, то и там все экспонаты опекаются минкультуры с целью обеспечения надлежащего научного изучения и реставрации. В самом деле нам есть куда стремиться!
И отдельная благодарность за каталог выставки. Это и роскошно проиллюстрированный архив коллекции, и словарь терминов, и мудрый путеводитель по экспозиции.
Сергей ХАЧАТУРОВ