|
|
N°123, 15 июля 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
"Мы вынуждены досчитывать, чтобы было похоже на правду"
Вчера в Новосибирске глава Федеральной службы государственной статистики («Росстат») Александр Суринов участвовал в международном семинаре по эффективному использованию информационных и коммуникационных технологий при проведении переписи населения. О предстоящей всеобщей переписи населения, о том, как влияют на официальную статистику органы власти, насколько честны подсчеты и какая статистическая информация пользуется наибольшей популярностью, Александр СУРИНОВ рассказал в интервью обозревателю "Времени новостей" Юлии МИРОНОВОЙ.
-- 14 октября стартует всеобщая перепись населения. С момента проведения предыдущей прошло восемь лет. Почему был выбран именно такой период? Это достаточный срок для наблюдения и фиксации изменений?
-- По закону периодичность переписи определена не реже одного раза в десять лет -- и в советское время примерно раз в десять лет переписывали, и в США переписывают раз в десять лет. Восемь лет получилось, потому что мы убедили правительство, что надо выйти на "нулевой" режим -- проводить перепись в годы, оканчивающиеся на ноль. Сейчас уже идет перепись в труднодоступных районах, но пока будут данные только о количестве переписанных людей, не более того.
-- Какая задача определена перед «Росстатом»? Только сбор и обработка информации? Или вы делаете выводы, анализируете? Когда будут известны окончательные итоги этой работы?
-- «Росстат» ограничивает свою сферу ответственности сбором и обработкой информации и предоставлением ее для анализа. Мы соберем информацию, очистим ее, сделаем надежной, посчитаем, представим в виде табличек, которые наиболее популярны у пользователей -- с учетом их мнения, с учетом нашего опыта, опубликуем в свободном доступе и предоставим возможность сделать нам так называемые нерегламентные запросы.
«Росстат» обеспечит возможность доступа к базе микроданных -- записям по отдельным людям и семьям, но не конкретно про Иванова, а про людей с определенными характеристиками. А далее уже пользователи будут применять свои методы анализа -- математическую статистику, выявлять зависимости, может быть, исходя из полученной информации, смогут выделить критерии среднего класса -- кроме дохода. Мы не собираем информацию о доходах. Перепись дает картинку общества с разными характеристиками -- по уровню образования, семейному положению, наличию детей, возрасту, сфере занятости.
Предварительные итоги переписи будут обнародованы во втором квартале следующего года -- количество людей, гендерный состав, в том числе по населенным пунктам. А окончательные итоги начнем подводить с конца 2011 года и выдавать в определенной последовательности: обработали часть информации -- опубликовали, и так в течение всего 2012 года.
-- Часть информации будет опубликована. А ответы на нерегламентные запросы, базу микроданных вы предоставите на платной основе?
-- Вся информация предоставляется на бесплатной основе, в том числе и доступ к базе микроданных. Нерегламентные запросы -- это когда пользователь просит нас самих посчитать что-либо, исходя из собранной информации, в таком случае требуются дополнительные затраты -- труда, энергии -- тогда наш вычислительный центр выставит счет.
-- В целом во сколько обойдутся все мероприятия по переписи? Можно ли будет частично вернуть эти средства за счет платных услуг?
-- Утвержденный бюджет переписи на сегодняшний день -- 16,5 млрд руб., эта смета рассчитана с 2007 по 2013 год. Это совершенно неокупаемые затраты, да такая задача и не стоит. Может быть, это неправильно -- надо все продавать, но основные потребители, к сожалению, государственные ведомства. А бизнес, с которого как раз можно было бы брать деньги, неактивен, что, на мой взгляд, неправильно.
-- Возможно ли распространение статистики государственным ведомством сделать прибыльным? На каких принципах работают государственные статистические службы в других странах?
-- Мы не работаем по частным заказам, для этого есть частные социологические компании, а у нас есть федеральный план статистических работ, где все описано. Другое дело, что мы можем для бизнеса сделать какой-то расчет на основе уже собранной информации. Но крупных пользователей у нас два, кроме государственных институтов, это экспертное сообщество, исследователи.
Что касается зарубежного опыта, то в разных странах работают по-разному -- у американцев все бесплатно, у канадцев почти все платно, в Европе могут брать деньги за скорость, а стандартные услуги предоставлять бесплатно.
-- Мы говорили о переписи, но, пожалуй, даже большим спросом и вниманием пользуется актуальная макроэкономическая статистика. Кто здесь основной потребитель и заказчик, с какими ведомствами «Росстат» сотрудничает наиболее тесно?
-- Вышестоящий орган у нас -- Министерство экономического развития, которое утверждает бюджет нашего ведомства и отвечает за государственную политику в сфере статистики. МЭР же и основной пользователь нашей информации. Но все министерства принимают участие, когда мы формируем план статработ, -- просят, предлагают, требуют, чтобы мы провели ту или иную работу, собрали и предоставили тот или иной разрез информации.
Главные потребители -- Минздравсоцразвития, Минфин, Минрегион, Минпром. Центральный банк интересуется даже той информацией, которая, казалось бы, не имеет к нему прямого отношения. Частные компании пользуются нашей информацией, но просто берут то, что уже есть, а государственные структуры делают специфические запросы под свои нужды.
-- Государственные структуры пользуются только официальной статистикой «Росстата»? Когда ведомство приводит какие-либо данные, это всегда ваша информация?
-- Не только. Например, Минэкономразвития распространяет не только данные «Росстата», но и может давать свои оценки на основании прогнозирования. Мы можем еще не успеть просчитать информацию, а у них есть математическая модель, на базе результатов использования этой модели делают оценку.
Минздравсоцразвития собирает свои данные по безработице, и это два разных источника информации. Мы собираем информацию, опрашивая людей, заняты -- не заняты, ищете ли вы работу, готовы ли вы приступить к ней немедленно. И по критериям Международной организации труда определяем, является ли человек безработным или не является. Министерство пользуется этой информацией -- бесспорно, но у них еще есть данные от государственных центров занятости. Впрочем, мы также мониторим эту информацию. В итоге получается две оценки безработицы -- зарегистрированная и наша общая. Нельзя сказать, что какая-то из этих оценок более правильная, они служат разным целям: для оценки экономической активности используется наша статистика, а для оценки потребности в государственных средствах -- статистика Минздравсоцразвития.
-- Какая информация пользуется наибольшим интересом у всех потребителей -- государственных, частных, просто обычных людей? Есть ли какие-то сферы, не охваченные статистикой?
-- Самый популярный -- индекс потребительских цен, на эту информацию самый большой спрос, по нашим оценкам, процентов двадцать от всех запросов. Для бизнеса важны экономические параметры -- индекс промышленного производства, ВВП, очень популярна статистика населения: сколько людей, какие они, где живут.
Менее популярная статистика, с одной стороны, нужна нам, чтобы посчитать более агрегированные показатели, с другой, она может быть ориентирована на специфических пользователей, которые тоже есть. Мы мониторим наиболее популярные разделы и постепенно отказываемся от ненужной статистики.
Белых пятен в нашей статистике, к сожалению, хватает, мы многое не восстановили даже из того, что делали в советское время. Например, измерения уровня жизни населения, доходов населения, мы не обследуем потребление продуктов питания -- все это очень плохо. Но появилось и новое, чего не было в советское время, -- исследования цен, безработицы.
-- Вы сказали, что госорганы вносят свои предложения по сбору информации, а есть ли у них возможность повлиять на статистику, задать определенные параметры работы, чтобы в итоге получить какие-то желаемые показатели? Очень часто к работе «Росстата» предъявляются претензии -- мол, информация заказная, не отражает действительности, инфляция на самом деле больше, зарплаты меньше...
-- Возможность повлиять есть, но вот в каком плане -- заказать статистическое наблюдение, предложить модифицировать форму отчетности. Все это обсуждается, согласовывается. А использовать в корыстных целях это довольно трудно. Когда говорят, что на самом деле все не так, -- это либо уровень сознания обывателя, либо повод прославиться. Люди же просто зачастую не понимают, что инфляция отражает не уровень цен, а их динамику. Даже изменения надо считать корректно -- по ценам на один и тот же товар, в одном и том же магазине. А человек сначала купил один стиральный порошок в одном месте, потом другой уже в другом месте -- и ему кажется, такая инфляция высокая.
-- В таком случае надо ли обычным гражданам ориентироваться на «среднюю температуру по больнице»? Есть ли польза от «Росстата» для простых людей, для частного бизнеса?
-- Я точно знаю, что бизнесмены, профсоюзы смотрят на нашу статистику по зарплатам и решают, надо ли ее повышать или пока так сойдет. Что касается инфляции, то на ее основании люди могут принимать решения о сбережениях, вложениях, расходах. За рубежом во многих странах общество уже не может обходиться без статистики, чтобы ощущать себя нормально. А польза может быть большая. Например, американцы ведут очень серьезную работу по статистике преступности, в том числе латентной, выявляют наиболее рисковые группы граждан, самые частые преступления, тем самым они вооружают жителей информацией, чтобы граждане были в безопасности. Или исследования, связанные с профессией, -- обследования рынков, какие специальности где востребованы, как получить и сколько будет стоить образование, какой уровень зарплат. И люди могут выбирать -- затраты на получение образования и что они получат в итоге.
У нас пока все это неразвито в значительной степени из-за того, что «Росстат» пока не слишком активно ведет себя с точки зрения просвещения, привнесения статистики в жизнь обычного человека. А донести до людей это важно, в том числе и потому, что многие потом оказываются респондентами, участниками статистических исследований. И они должны видеть, как та информация, которую они сообщили, обрабатывается, используется, что из этого получается.
То же самое с бизнесом, который сейчас никому не верит, ничего не хочет. За границей другое отношение, там понимают, что, если я соврал, сосед соврал, из этой массы будет трудно создать правдивую информацию, которая нужна мне для ведения бизнеса. Я должен знать о рынке, знать поставщиков, потребителей. А откуда я узнаю правду, если все наврали?
-- Пока у нас только формируется культура предоставления достоверной информации. Как вы оцениваете качество своей работы?
-- Да, официальная статистика не отражает полную картину, мы должны досчитывать на сокрытие, использовать методы зеркальной статистики, сравнивать доходы с расходами, сопоставлять информацию об одном и том же явлении из разных источников, чтобы она была непротиворечива. Я надеюсь, что сокрытия, умалчивания все же стало меньше, но пока доля обмана присутствует, мы вынуждены досчитывать, чтобы было похоже, близко к правде. Но эта проблема была во все времена. Например, в советское время при обследовании домохозяйств, где были члены семьи -- работники торговли, выяснялось, что они не покупали мяса, но мясо ели.
Со своей стороны мы делаем все, чтобы предоставлять наиболее полную и достоверную информацию, претензии со стороны потребителей если и бывают, то чаще по скорости -- министерства требуют, чтобы мы считали быстрее. Но это зависит от методологии работы, техническая обеспеченность у нас достаточная -- больше одного компьютера на человека, вполне отвечает мировым стандартам. Вот еще зарплаты бы побольше...
|