Радикально изменить ситуацию с поставками вин из Молдавии в Россию могут только переговоры на высшем уровне, считают экспортеры проблемного алкоголя. По мнению участников рынка и экспертов, после вчерашнего заявления главного санитарного врача России Геннадия Онищенко, а он объявил безвременно закрытыми начатые всего несколькими днями ранее переговоры по качеству молдавского вина, стало окончательно понятно, что решать проблему можно только в политической плоскости.
«Разрешить проблему сейчас можно на уровне никак не ниже премьер-министров двух стран», -- заявил вчера «Времени новостей» президент Ассоциации участников рынка алкоголя (АУРА) Валерий Катуков сразу после объявления провала переговоров на так называемом экспертном уровне. Участники возглавляемого г-ном Катуковым объединения экспортеров молдавской винодельческой продукции считают, что сейчас процесс окончательно зашел в тупик, и выйти из него можно только при наличии политической воли правительств.
Напомним, что после того как с начала 2007 года молдавские вина, коньяки и виноматериалы после почти годичной паузы
вновь «потекли» в Россию, до начала 2010 года у российских санитарно-эпидемиологических служб особых претензий к молдавской продукции не было. Казалось, что за время почти годичного отлучения от российского рынка с качеством вин молдавских поставщиков произошли какие-то положительные изменения. Но в последние месяцы ситуация изменилась. Если верить заявлениям руководства Федеральной службы но надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека («Роспотребнадзор»), о качестве виноматериалов и говорить не приходится, поскольку ими «можно красить заборы».
В единственной работающей на молдавскую продукцию лаборатории «Роспотребнадзора», расположенной на Боровском таможенном акцизном терминале под Москвой, все чаще стали выявлять партии недоброкачественной продукции. Основная претензия -- наличие примесей, недопустимых в пищевой продукции химических соединений. Так, в начале этой недели в пробах были выявлены следы дибутилфталата и пестицидов. Всего за последние десять дней по этой причине было забраковано более 220 тыс. литров бутилированного вина и свыше 23 тыс. декалитров виноматериалов из Молдавии. В то же время 32 партии молдавского вина, коньяка и виноматериалов общим объемом 297 575 литров, а также 15 913 декалитров виноматериалов были пропущены в нашу страну без проблем.
Но конкретной причиной приостановки переговорного процесса стало неконструктивное, как посчитал Геннадий Онищенко, замечание со стороны молдавского министра сельского хозяйства и пищевой промышленности Валерия Косарчука. В своих выступлениях в ответ на критику российских санитарных служб он отрицал наличие в пробах вина вредных веществ. «Он утверждал, что все хорошо. Ничего, кроме недоумения, его заявление вызвать не может. Непонимание этого демарша заставляет нас сделать перерыв в начавшихся консультациях на неопределенное время», -- заявил в ответ главный санитарный врач России.
Но этот демарш, как выразился г-н Онищенко, мог быть вызван и чисто техническими расхождениями в методах контроля, считает Валерий Катуков. «Я сам когда-то был заместителем министра и представляю, как проходит информация и как принимаются решения, -- рассказал он «Времени новостей». -- Дело в том, что в Молдавии нет ни одной столь же современной лаборатории, как та, что находится, скажем, в Центре гигиены и эпидемиологии в Москве, где и были выявлены опасные примеси». По словам эксперта, речь идет не о недобросовестных молдавских виноделах, а скорее о недостатках системы контроля качества в целом. Большинство молдавских винодельческих комбинатов делает вино из сырья, которое они закупают у разрозненных фермеров, и в силу отсутствия современного лабораторного оборудования не в силах контролировать его качество на входе в цехи. «Поэтому мы им говорим: берите свои бутылки и приезжайте с ними в Москву, в нашу лабораторию, и сами убедитесь, есть там примеси или нет», -- отмечает руководитель АУРА.
Но гордость молдавских руководителей, видимо, оказалась уязвленной в этом производственном конфликте -- приезжать в Россию они пока не собираются. Тем временем ведомство Геннадия Онищенко оборудовало еще две современные лаборатории -- в Брянске и Санкт-Петербурге -- именно с перспективой обслуживания поставок молдавского виноматериала и винной продукции. В них давно была потребность, учитывая даже нынешний объем поставок и специфику этого направления импорта. «Сейчас действует особый режим. Молдавия -- единственный внешний поставщик, каждая партия вин которого исследуется на качество», -- пояснил г-н Онищенко.
Таким образом, речь о новом бойкоте молдавской продукции не идет, но и расширения поставок на таком фоне ждать не приходится. Струйка алкогольной продукции из Молдавии так и продолжит еле сочиться, периодически пересыхая, если не будет принято решение об унификации методов контроля качества, считают участники рынка. «У нас методики разного поколения и не хватает политической решимости договориться по таким, казалось бы, очевидным вопросам», -- заключает Валерий Катуков.