|
|
N°152, 23 октября 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Китайский груз отправят за решетку
Минтранс объявил войну перевесу на воздушном транспорте
Руководитель Государственной службы гражданской авиации (ГСГА) России Александр Нерадько объявил на прошлой неделе, что он знает, как искоренить сверхнормативную загрузку самолетов, везущих в нашу страну китайский ширпотреб. Нерадько признал, что эта порочная практика представляет собой «системную проблему» и порождена целым рядом причин. Среди них первый заместитель министра транспорта (такой ранг присвоен главе ГСГА по должности) назвал «особенности таможенного и налогового законодательства, недостатки в деятельности руководства авиапредприятий, аэропортов и отдельных персоналий». Всему этому комплексу негативных факторов Александр Нерадько намерен противопоставить одно простое, но действенное средство -- так называемую «жесткую конструкцию».
Специфика воздушного грузопотока на китайском направлении заключается в том, что оттуда в нашу страну идет много товара, легко поддающегося сжатию, уплотнению и утрамбовыванию. То есть кожи и текстиля. В сочетании с обычным для нашей грузовой авиации методом загрузки -- «организованным навалом», а также известной избирательностью контроля со стороны как китайских, так и российских официальных лиц это дает недобросовестным грузоотправителям возможность набивать российские самолеты сверх всяких разумных пределов. По словам летающих в Китай авиаторов, они наблюдали там случаи «наполнения» тюков с помощью промышленных прессов. Вес стандартного «одного места багажа», набитого одеждой, таким способом можно довести до 100 кг.
Эта практика никогда не была секретом для профессионалов. Александр Нерадько еще весной этого года, занимая в российской гражданской авиации пост ответственного за безопасность полетов, предлагал оснастить грузовые отсеки самолетов Ил-76, летающих в Китай, «жесткими конструкциями». А проще говоря -- металлическими решетками, которые не позволяли бы забивать самолет под самую крышу. Тогда эта мера была даже введена соответствующим приказом, но ее реализацию спустили на тормозах.
Теперь Нерадько в новом качестве главного авиатора страны решил вернуться к своей старой идее. Он объявил, что осталось только назначить срок, после которого воздушные «грузовики» без решеток в Китай выпускать уже не будут. В качестве альтернативы желающим позволят грузить товар в самолеты на стандартных поддонах -- палетах.
Металлические заслоны будут подкреплены бумажными. Летать в Китай разрешат только тем авиакомпаниям, которые смогут предъявить договора с китайскими хендлинговыми компаниями, авторизованными главным управлением гражданской авиации этой страны. В договоре должно быть указано, что ответственность за возможный перегруз несет грузовой агент.
Крупные игроки рынка воздушных грузовых перевозок встретили инициативу ГСГА с одобрением. Гендиректор авиакомпании «Ист Лайн» Амиран Куртанидзе сказал газете «Время новостей», что эффективное прекращение перегруза удалит с рынка мелких и «случайных» перевозчиков, а крупным позволит работать «цивилизованно».
Заместитель гендиректора компании «Атлант-Союз» Владимир Прокопенко в целом подержал позицию коллеги. Прокопенко, однако, посетовал, что «жесткие конструкции», спроектированные КБ им. Ильюшина, дороговаты. За одну железную решетку авиастроители просят 25 тыс. долларов!
Михаил КУКУШКИН