|
|
N°123, 15 июля 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Народавиа
Руководители «КД Авиа», выйдя из СИЗО, решили воссоздать компанию на деньги калининградцев
Создатели авиакомпании «КД Авиа», выйдя в апреле из СИЗО, где провели около пяти месяцев по обвинению в преднамеренном банкротстве предприятия и злоупотреблении полномочиями, не спешат складывать крылья. Исполнительный директор компании Леонид Ицков заявил о создании «народного» перевозчика -- стать инвесторами (с получением в последующем акций) приглашены жители Калининградской области. По его данным, более 200 человек уже подписали заявления о поддержке этой инициативы. Г-н Ицков, однако, не скрывает, что собрать необходимую сумму (а на первом этапе надо, по его оценке, около 1 млрд руб.) благодаря таким пожертвованиям не удастся, и они нужны лишь для прикрытия.
История со взлетом и падением «КД Авиа» сложна для понимания (уравнение с большим количеством неизвестных) и длинна для описания. Этот проект можно считать одним из наиболее успешных для Калининградской области. Самый западный регион, казалось, нашел свою нишу -- быть транзитным узлом между Россией и Европой, зарабатывая на этом неплохие деньги. Однако компания, проводившая чрезвычайно амбициозную кредитную политику, развалилась, по сути, в воздухе, полеты прекратились в 2009 году. Переговоры о получении господдержки (4 млрд руб.) успехом так и не увенчались, долг перед персоналом вырос до немыслимых размеров (решать проблему пришлось лично премьер-министру Владимиру Путину), первым лицам авиакомпании пришлось отказаться от персональных вертолетов, а потом даже «присесть» ненадолго -- Сергей Грищенко (СМИ называют его владельцем бизнеса) и Леонид Ицков были арестованы. Выйдя из СИЗО (уголовное дело пока не закрыто), г-н Грищенко дал довольно пространное интервью, завершив его заверением, что он, пожалуй, лучше любого другого человека в регионе знает, как надо создавать авиакомпании. Судя по его высказываниям, было ясно, что идея реанимации «КД Авиа» не отброшена. И теперь г-н Ицков, его правая рука, озвучил, как именно предполагается это сделать.
«Рынок авиаперевозок в стране сильно монополизирован. Надеяться на поддержку федеральных чиновников смысла нет, там все ясно. А вот люди, обычные калининградцы, они могут помочь», -- уверен г-н Ицков. По его мнению, жители Калининградской области помнят то время, когда они за сравнительно небольшие деньги могли без особых проблем попасть в десятки городов России и Европы, отправляясь из местного аэропорта. «Люди помнят, насколько это было удобно. Поэтому никого особо и убеждать не надо -- нас поддержат. В год одних только калининградцев мы перевозили около четверти миллиона человек. Поэтому именно эти люди и помогут создать новую авиакомпанию», -- делится планами г-н Ицков.
Но каким должен быть взнос, чтобы создать авиаперевозчика? Г-н Ицков полагает, что тут роль играет не столько сумма, сколько сам факт такого рода участия: «Понимаете, если за нами будут стоять люди, тысячи человек, кто посмеет тронуть?» «Тронуть» чувствительная тема для создателей авиакомпании, которые считают, что стали жертвами беспредела. И даже собирались, по словам адвоката, писать открытое письмо руководству страны на этот счет, однако почему-то так этого и не сделали.
Г-н Ицков не исключает, что с властями при создании новой авиакомпании придется все же сотрудничать. А у властей (по крайней мере областных) есть свои виды на развитие региональной авиаотрасли. Так, губернатор Георгий Боос заявлял, что планирует создать местного лоукостера (объем необходимых инвестиций -- 600 млн руб. при блок-пакете акций в 150 млн). Регион, по его расчетам, получит перевозчика с четырьмя самолетами, так называемого лоукостера, который сможет доставлять людей в Москву, Санкт-Петербург, несколько промышленных центров Урала, Сибири, Тель-Авив и два-три города Европы.
Во вторник, 13 июля, авиакомпания «Авианова» сообщила, что с 31 октября открывает рейсы Москва--Калининград и Санкт-Петербург -- Калининград. Летать будут четыре-пять раз в неделю, сначала одним бортом, а с 2012 года -- уже тремя.
Что же касается федеральных властей, то, по данным РИА Новости, идея владельцев «КД Авиа» не нашла у них поддержки. Ссылаясь на источник в «Росавиации», агентство сообщило, что это ведомство на данный момент не считает целесообразным создание в Калининграде базовой авиакомпании, работающей по принципу «КД Авиа». Калининградская область была названа «достаточно сложным регионом с точки зрения немногочисленности населения, и содержать и развивать компанию там, где всего около миллиона жителей, достаточно проблематично, нет пассажиропотока».
Впрочем, в «КД Авиа» на недостаток пассажиров никогда не жаловались. В 2008 году компания перевезла 1,36 млн человек, став девятой в России по объему перевозок. А в январе 2009 года перевозки компании выросли на 27%, и она в тот момент занимала шестую позицию в рейтинге крупнейших российских авиаперевозчиков.
Вадим СМИРНОВ, Калининград