Время новостей
     N°122, 14 июля 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  14.07.2010
Живые "смертницы"
Адвокаты задержанных в Дагестане "террористок" опровергли данные спецслужб
Национальный антитеррористический комитет (НАК) в понедельник вечером объявил о задержании в Дагестане шести потенциальных террористок-смертниц, которые намеривались совершить несколько терактов в центральной части России. Также в ходе операции были задержаны и двое мужчин, один из которых, как считается, доставил в Москву террористок, подорвавших себя в марте в столичном метро. Как сообщили в НАК, при обыске у задержанных девушек было обнаружено оружие, «пояса шахида» и письма, в которых те якобы прощались с жизнью и «давали наставления сестрам».

Однако, по данным адвокатов задержанных, никаких «поясов шахида» и прощальных писем при девушках вовсе не было, а также нет доказательств причастности задержанных к террористам. Пока официально обвинение предъявлено лишь одной девушке, да и то в хранении оружия. Еще одна уже отпущена следователями без всяких условий, и решается вопрос об освобождении другой.

Как сообщили в НАК, спецслужбы получили информацию о том, что в Махачкале боевики ведут подготовку терактов с использованием смертниц, после чего подразделения ФСБ и МВД в одном из домов города задержали шесть девушек в возрасте от 15 до 29 лет и двух мужчин. Как утверждали в НАК, четыре задержанные женщины являлись вдовами нейтрализованных ранее главарей бандподполья, а две ранее привлекались к уголовной ответственности за хранение оружия и числились пропавшими без вести. Кроме того, утверждалось, что один из задержанных мужчин осуществлял доставку смертниц, совершивших 29 марта теракты на станциях метро «Лубянка» и «Парк культуры» в Москве, в результате которых погибло 40 человек и более 160 пострадали.

Как говорилось в сообщении НАК, во время обыска дома, где находились подозреваемые, было обнаружено два пистолета ПМ, «два пояса, которые могут быть использованы для совершения террористического акта путем самоподрыва, большое количество предметов для изменения внешности, религиозная литература о джихаде, а также записные книжки с номерами автомобилей сотрудников правоохранительных органов». «Кроме того, у задержанных изъяты прощальные письма к родственникам, в которых выражается желание проститься с жизнью и даются наставления «сестрам» следовать их пути, а также «завещание» одной из террористок, оформленное в виде листовки со стандартным текстом, куда было вписано имя девушки и где она сделала несколько приписок личного характера», -- сообщил НАК. Ни имен подозреваемых, ни подробностей операции не сообщалось.

В республиканских управлениях СКП и МВД в свою очередь сказали, что ничего об этой операции не знают, а в СКП РФ, который ведет расследование дела о терактах в московском метро, лишь отметили, что новых подозреваемых в деле не появилось.

Но подробности этой истории со своей стороны рассказали местные правозащитники, адвокаты задержанных и их родственники, в изложении которых все оказалось не так «героически». Как рассказала руководитель организации «Правозащита» Гюльнара Рустамова, которая уже пообщалась с адвокатами подозреваемых, еще 9 июля задержали пять девушек: двух сестер Акаевых -- 20-летнюю Заиру и 15-летнюю Залину, подругу последней Заиру Алиеву, а также неких Фатиму и Марьям. Всех их задержали на квартире на проспекте Акушинского. Кроме того, в тот же день были задержаны двое мужчин -- Марат Шихшаидов и некий Гамзат. Кого именно из них НАК считает сообщником смертниц, подорвавшихся в метро, неизвестно.

Заиру Алиеву, как оказалось, отпустили уже в понедельник вечером. По словам г-жи Рустамовой, ее ни в чем не подозревают: она сама пришла в милицию, когда узнала о задержании подруги, чтобы выяснить, в чем дело, и следователи решили задержать ее просто на всякий случай. Вчера же, по данным г-жи Рустамовой, должны были отпустить и Залину Акаеву, которая после общения со следователями также оказалась вне всяких подозрений.

Еще одна подозреваемая -- 23-летняя Мадина Гаджиева -- была задержана уже в субботу также в Махачкале. Как рассказал «Времени новостей» ее брат Рустам, его сестра пострадала только из-за того, что была знакома с другими девушками.

«О ее задержании я узнал в субботу, мне позвонили следователи, -- рассказал Рустам Гаджиев. -- Сам я в тот момент находился дома в селе в Чародинском районе. У нас там тогда же провели обыск, но, конечно, ничего не нашли. Кстати, мне до сегодняшнего дня так и не объяснили, в чем подозревают Мадину, не предъявили никаких документов. Даже где именно она находится, мне пришлось самому узнавать, в милиции не сказали. Я уверен, что с ваххабитами она не была связана. Я бы этого не допустил -- как старший брат я всегда следил за ней».

По словам Рустама, Мадина никогда не была замужем, закончила филфак Дагестанского университета, а в последнее время торговала на махачкалинском рынке. С остальными задержанными девушками была знакома еще со студенческих лет. «Ее взяли только за то, что она их знала. Они не общались долгое время, но на днях Заира Акаева позвонила ей, они встретились, сходили на базар. Потом Акаеву с подругами задержали, а на следующий день и мою сестру».

Историю своих дочерей рассказал «Времени новостей» и отец Заиры и Залины Беге Акаев. Заира Акаева -- единственная, кому пока предъявили официальное обвинение в хранении оружия. Она и не отрицает, что у нее был пистолет, но принадлежал он ее погибшему мужу. По словам ее адвоката, она была замужем за Магомедом Исмаиловым, убитым в ноябре прошлого года во время нападения на командира дагестанского СОБРа Шапигуллу Алигаджиева. По данным МВД, его расстреляли трое боевиков, один из которых -- Магомед Исмаилов -- был убит охранником офицера. Со слов Заиры, она просто не знала, что делать с оружием, и никому про него не рассказывала.

Как рассказал Беге Акаев, последний раз своих дочерей он видел весной: «У меня есть еще старшая дочь Зульфия. Около трех лет назад она вышла замуж за мусульманина и стала носить хиджаб. Не знаю, был ли ее муж как-то связан с боевиками, но я так не думаю. Во-первых, он был инвалид, не мог ходить самостоятельно, а во-вторых, он был безобидным человеком. Год назад его убили, но при каких обстоятельствах, нам неизвестно. Когда ее сестры увидели, что Зульфия носит хиджаб, они стали ей завидовать, сами хотели так же одеваться. Но я запрещал. Говорил, что эти мусульманские идеи до добра не доведут. Даже бил их, чтобы они не смели его носить».

Однако, по словам г-на Акаева, Заира все же стала носить хиджаб, и ему пришлось смириться: «Я был категорически против. Но она была непреклонна, ничем из нее эту дурь выбить нельзя было. А потом она мне заявила, что хочет жить в Махачкале, чтобы не висеть у нас на шее, и уехала к сестре, с которой стала жить в одной квартире. Дома осталась младшая Залина, она должна была в этом году 9-й класс окончить, но не окончила, потому что в марте тоже уехала к сестрам в Махачкалу. Мы иногда отпускали ее к сестрам на пару дней, но в этот раз она не вернулась. На звонки не отвечала. Тогда же пропала и Заира». Г-н Акаев рассказал, что после того, как он потерял связь с младшими дочерьми, он написал заявление об их пропаже в милицию, но их так и не нашли. И первый раз после их побега он увидел их уже по телевизору после сообщение НАК об их задержании.

«В субботу мне позвонили из ФСБ, сказали, что в воскресенье я могу увидеться с Залиной, -- рассказал Беге Акаев. -- На следующий день я присутствовал на допросе самой младшей дочери, обеим продлили арест на десять суток. Залину спросили, почему она сбежала из дома, а она ответила, что родители не разрешали носить ей хиджаб, а ей очень хотелось. Она плакала, говорила, что больше никуда не сбежит. Еще сказала, что оружие принадлежало сестре. Следователь обещал, что ее должны отпустить уже во вторник или в среду».

Ни брат Мадины Гаджиевой, ни Беге Акаев ни о каких прощальных письмах и «поясах шахида», о которых говорили в НАК, не слышали. Однако, по словам адвоката Махача Гучучалиева (он возглавляет одну из дагестанских адвокатских контор, чьи сотрудники взялись за дело задержанных «смертниц»), никаких писем и поясов вообще не было. «Лишь у одной девушки нашли завещание, но это никак не прощальное письмо. Каждый правоверный мусульманин должен носить такое завещание с собой на случай внезапной смерти. Это обычная традиция», -- сказал защитник. Что же касается «поясов шахида», то, по словам г-на Гучучалиева, это так называемые разгрузки, которые силовики используют для переноски боеприпасов и гранат и которые есть в свободной продаже. Разгрузки вместе с пистолетами нашли у Заиры Акаевой.

«Я вообще не знаю, зачем НАК все это наговорил -- про письма, пояса, какие-то готовящиеся теракты, про связь со взрывами в метро, -- отметил г-н Гучучалиев. -- Защитники присутствовали на допросах всех подозреваемых, и ни разу ничего не прозвучало ни о терактах в метро, ни о каких-то готовящихся взрывах».

Сергей МИНЕНКО