Время новостей
     N°122, 14 июля 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  14.07.2010
Темное дело
«Мемориалу» вновь отказали в рассекречивании материалов по Катыни
Попытки историко-просветительского и правозащитного общества «Мемориал» добиться через суд рассекречивания уголовного дела о расстреле польских офицеров в Катыни не увенчались успехом. Вчера Мосгорсуд, рассмотрев очередной иск правозащитников, передал вопрос о засекречивании катынского дела в Межведомственную комиссию по защите государственной тайны (МВК) и Главную военную прокуратуру (ГВП). Но именно действия этих двух структур и пытался оспорить «Мемориал», выступающий представителем родственников польских офицеров, казненных под Смоленском.

В частности, «Мемориал» считает незаконным засекречивание постановления ГВП от 21 сентября 2004 года о прекращении расследования преступления 70-летней давности. «Я убежден, что в этом постановлении ничего секретного быть не может, -- накануне судебного заседания заявил агентству Интерфакс председатель правления «Мемориала» Арсений Рогинский. -- Единственный неловкий для власти момент может касаться того, что вся вина за Катынь сваливается на четырех энкавэдэшников во главе с Берией, а Сталина и все руководство политбюро выводят из-под удара».

Напомним, что правозащитники далеко не в первый раз пытаются добиться признания своей правоты в Мосгорсуде. В декабре прошлого года эта инстанция уже отказалась рассмотреть заявление мемориальцев о незаконности засекречивания постановления ГВП. Через четыре месяца, 21 апреля, Верховный суд предписал московским судьям рассмотреть иск. Однако, по словам сопредседателя столичного отделения «Мемориала» Яна Рачинского, назначение судебного заседания по существу вопроса неизменно срывалось.

«На заседание, назначенное на 13 июля, представители межведомственной комиссии по защите гостайны не пришли. Вместо этого 25 июня МВК направила в Мосгорсуд письмо, копия которого была передана «Мемориалу» лишь во вторник», -- сообщил «Времени новостей» координатор польской программы общества «Мемориал» Александр Гурьянов. По его словам, представители комиссии по защите гостайны утверждают, что это ведомство в 2004-м не принимало никакого решения о засекречивании постановления ГВП о прекращении уголовного дела по катынскому расстрелу. «Тем самым МВК опровергает прежние ответы главной военной прокуратуры, в которых ГВП прямо указывает: решение о засекречивании было принято комиссией по гостайне в указанный день», -- констатирует г-н Гурьянов.

В своем нынешнем письме МВК отказывается рассекретить постановление Главной военной прокуратуры без запроса, выданного... самой Главной военной прокуратурой. Александр Гурьянов напоминает, что два года назад ГВП уже отказалась передать в комиссию по гостайне запрос «Мемориала», что, по мнению правозащитников, противоречит ст.15 закона «О государственной тайне». «Самое потрясающее утверждение нынешнего письма МВК заключается в том, что межведомственная комиссия по гостайне, оказывается, не является органом государственной власти, «а потому ее действия или бездействие не могут оспариваться в суде в порядке Гражданского процессуального кодекса, -- недоумевает г-н Гурьянов. -- Напомню, что речь идет об органе, созданном и усовершенствованном указами трех президентов, -- Бориса Ельцина, Владимира Путина и Дмитрия Медведева, органе, которому в законе «О гостайне» предписана роль высшей координирующей инстанции в деле защиты государственной тайны, органе, деятельностью которого руководит президент России и во главе которого поставлен руководитель администрации президента Сергей Нарышкин».

Юридическая путаница в итоге привела к тому, что рассмотрение дела по существу было опять перенесено. По словам сотрудников «Мемориала», присутствовавших на заседании Мосгорсуда, судья Алла Назарова сделала вывод: неясно, кто же на самом деле засекретил постановление ГВП о прекращении катынского дела. Исходя из этой неясности, суд направил два запроса -- в МВК и Главную военную прокуратуру -- и назначил следующее заседание на 3 августа.

Уголовное дело №159, более известное как дело о катынском расстреле, было возбуждено еще в 1990 году Главной военной прокуратурой СССР. В том же году во время официального визита тогдашнего президента Польши Войцеха Ярузельского было опубликовано официальное заявление ТАСС, в котором вина за расстрел польских офицеров весной 1940 года впервые возлагалась на руководство НКВД: «Выявленные архивные материалы в своей совокупности позволяют сделать вывод о непосредственной ответственности за злодеяния в катынском лесу Берии, Меркулова и их подручных. Советская сторона, выражая глубокое сожаление в связи с катынской трагедией, заявляет, что она представляет одно из тяжких преступлений сталинизма». За 14 лет российское следствие достоверно установило гибель 1803 польских военнопленных и установило личность 22 из них. Заметим, что «Мемориал» использует термин «катынское преступление» шире, понимая под ним расстрел в апреле-мае 1940 г. почти 22 тыс. граждан Польши, содержавшихся в различных лагерях и тюрьмах НКВД. Как было сказано выше, в 2004 г. ГВП заявила о прекращении расследования катынского дела на основании одного из положений Уголовно-процессуального кодекса: «Возбужденное уголовное дело подлежит прекращению в связи со смертью подозреваемого или обвиняемого, за исключением случаев, когда производство по уголовному делу необходимо для реабилитации умершего».

8 мая нынешнего года Россия передала Польше 67 из 183 томов уголовного дела №159. Остальные 116, по словам представителей ГВП, содержат государственную тайну.

Ранее «Росархив» по указанию президента Дмитрия Медведева впервые разместил на своем сайте электронные копии подлинников документов о расстрелянных поляках. По мнению польской стороны, ни опубликованные в Интернете документы, ни тома уголовного дела не дают никакой новой информации. Позиция ГВП пока остается без изменений -- около месяца назад, выступая на пресс-конференции, главный военный прокурор Сергей Фридинский заявил, что он не видит оснований для возобновления расследования катынского дела и признания расстрелянных польских граждан жертвами репрессий.

Михаил МОШКИН