Время новостей
     N°121, 13 июля 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  13.07.2010
Крошечная инфляция
Аномально жаркое лето может привести к небольшому удорожанию хлеба
Засуха, практически уничтожившая посевы зерновых культур уже более чем в десятке регионов Поволжья, Южного Урала и Центрально-Черноземного района России, не приведет к росту цен на хлеб в магазинах. В этом вчера потребителей заверил президент Российского зернового союза (РЗС) Аркадий Злочевский. Другие эксперты не разделяют такого оптимизма.

Г-н Злочевский признал, что в последнее время цены на зерно выросли в среднем на 100 руб. за тонну. Но, по его словам, доля стоимости зерна в цене хлебобулочных изделий в последние годы постоянно сокращается. Два года назад она составляла 23,5%. С тех пор цены на зерно упали в два с половиной раза, что никак не сказалось на изменении (в сторону понижения) стоимости для потребителей мучных изделий. «Сейчас доля зерна в стоимости хлеба составляет 9%», -- отметил г-н Злочевский.

Но, как известно, у нас для повышения потребительских цен зачастую нужны не столько экономические предпосылки, сколько повод. Так вот, по мнению главы РЗС, даже такого повода нет. Ожидаемые сборы зерна все равно превышают потребности страны, а есть еще огромные запасы, оставшиеся с прошлых высокоурожайных лет.

Засуха действительно затронула значительную часть производящих зерно регионов. Аномально высокая температура наблюдается во многих местах впервые за 130 лет метеонаблюдений. Посевы повреждены почти на 20% площадей (на 9 из 48 млн га). В 14 субъектах федерации режим чрезвычайной ситуации в связи с засухой уже введен, еще по четырем регионам, как сообщил Аркадий Злочевский, соответствующие документы сейчас готовятся. «Но все слухи и ажиотаж по поводу того, что зерна не хватит, не имеют под собой почвы, фундамент под ними и прочими страхами -- ноль», -- заверил глава Российского зернового союза.

Во-первых, РЗС считает вполне обоснованным прогноз Министерства сельского хозяйства о предполагаемых сборах зерновых на уровне 85 млн тонн. Это, конечно, меньше 90 млн тонн, предполагавшихся в начале лета, но все равно больше внутренних потребностей страны, которые не превышают 77 млн тонн. Между тем как раз вчера был опубликован свежий прогноз специализированного агентства «Совэкон», по которому в этом году в России соберут 77--81 млн тонн зерна. В отчете говорится, что «стартовая урожайность зерновых в Поволжье и ЦЧР самая низкая с 1998 и 1999 годов соответственно». Но и эти цифры пока остаются достаточными для покрытия внутреннего спроса.

Во-вторых, Аркадий Злочевский напомнил о тех 24 млн тонн, которые остались с прошлых лет. В этот объем входят и 9,5 млн тонн зерновых, находящихся в так называемом государственном интервенционном фонде. Это зерно, которое закупалось на бюджетные деньги в прошлые урожайные годы для стабилизации стремительно падающих рыночных цен на зерновые. Теперь в случае необходимости государство сможет организовать те самые товарные интервенции для поддержания стабильности цен на зерно. «Засуха позволит нормализовать ситуацию с переходящими запасами», -- убежден специалист. По оценке г-на Злочевского, к 1 июля 2011 года переходящие запасы зерна могут уменьшиться до 12 млн тонн.

Однако генеральный директор Института аграрного маркетинга Елена Тюрина полагает, что в условиях сокращения валовых сборов зерновых рост цен на хлеб практически неизбежен. С учетом сезонных колебаний обычно наиболее заметен он бывает к декабрю. Но прогнозировать масштабы возможного роста эксперт отказалась. «Такие оценки очень субъективно влияют на рынок. Любые заявления могут спровоцировать резкий рост цены. Такое было уже неоднократно», -- объяснила г-жа Тюрина.

По ее словам, многолетние наблюдения за динамикой цен свидетельствуют о том, что «увеличение стоимости зерна и хлебобулочных изделий для конечных потребителей происходит пропорционально». «Если на 20% подорожает зерно, то процентов на 15 дорожает хлеб. Это влияние очень заметно. Причем цены на зерно увеличиваются -- дорожает мука и хлеб, потом зерно дешевеет, но хлеб остается по той же цене», -- обращает внимание Елена Тюрина.

«Цены на зерно никак не скажутся на стоимости хлеба, -- заверил «Время новостей» президент Российской гильдии пекарей и кондитеров Юрий Кацнельсон. -- Засуха никак не повлияет на динамику цен на хлебобулочную продукцию. Она и так все время потихонечку дорожает. Этот рост как был в пределах инфляции, так и останется. Пекарям с запасом надо 20--22 млн тонн зерна. На это зерна в стране хватит с избытком. Рост цен может быть, только если государство будет сложа руки смотреть на ребят, которые проделывают с зерном и его производными всякие фокусы».

Перспективы роста цен на зерно в этом году безусловно есть, убежден исполнительный директор аналитического центра агентства «Совэкон» Андрей Сизов. «На внутреннем рынке неурожай уже сказывается на стоимости зерновых. По югу, который приступил к массовой уборке нового урожая, за последние несколько недель цены выросли на 10%. Плюс росту цен способствует и конъюнктура внешнего рынка, где цены в последние недели также довольно сильно выстрелили, прибавив свыше 15% -- более 30 долл. за тонну (со 170 до 200 долл. за тонну)», -- пояснил он «Времени новостей».

Масштабы роста цен будет зависеть от того, в какой период будет принято решение о выводе на рынок зерна из интервенционного фонда. «Для сельхозпроизводителей было бы неплохо, если бы цена немного возросла, так как прошлый год был просто убыточным для большинства зерновых производителей», -- считает Елена Тюрина. Но если государство сочтет целесообразным сохранить стабильность цен на потребительском рынке, то оно вполне способно это обеспечить за счет интервенционного фонда.

Наступивший сезон, вероятно, даст возможность государству продать часть зерна интервенционного фонда, убежден Андрей Сизов. «Но нам, как и миллионам сельхозпроизводителей, хотелось бы знать ответ на вопрос, в какой момент государство решит выйти на рынок с этим зерном. К его реализации надо подойти крайне осторожно, сделать это предельно предсказуемо, сообщить о своих планах и строго придерживаться их, привлечь к обсуждению всех участников рынка, а не только экспортеров или сельхозпроизводителей или только животноводов, интересы которых зачастую не совпадают», -- говорит специалист.

Для пущей уверенности в стабильности цен на хлеб глава РЗС заявил, что Россия вполне способна в этом году экспортировать зерно за границу. «Нашу нишу на мировом рынке в 20 млн тонн желательно покрыть, -- соглашается с ним Елена Тюрина. -- Если мы не сможем этот объем поставить, нас заменят поставщики из других стран».

В частности, сейчас обсуждается вопрос о предоставлении субсидий для экспорта зерна из сибирских регионов, где имеются «колоссальные излишки, которые необходимо вывезти». Глава РЗС уверен, что необходимо расширить для них льготы при экспорте через дальневосточные порты. Сейчас 50-процентный железнодорожный тариф для этого зерна действует с 1100-го километра; нужно, чтобы эта льгота работала с нулевого километра. Государственная поддержка экспортерам нужна по той причине, что «уровень мировых запасов большой и это не дает шанса для роста внешних цен». Ухудшает экспортные возможности российского зерна и укрепление рубля по отношению к мировым валютам.

Не останутся без государственной поддержки и сельхозпроизводители пострадавших от засухи регионов. По словам Аркадия Злочевского, уже принято решение о пролонгации на три года их обязательств по банковским кредитам. Животноводам из пострадавших регионов будут предложены льготные кредиты под 2% годовых, а также «товарный кредит из интервенционного фонда зерна на пять лет со 100-процентным субсидированием ставки и с отсрочкой погашения».

Избавить сельхозпроизводителей от привычки надеяться на бюджетную поддержку могла бы система страхования посевов. Сейчас страхуется не более 20% сельхозугодий. Однако распространению этой практики, как признал г-н Злочевский, мешают не только патерналистские настроения среди селян, но и страховщики, которые всегда «сумеют найти лазейки в российском законодательстве, чтобы не возместить ущерб». По мнению главы РЗС, решить проблему можно только с помощью введения обязательного страхования сельскохозяйственных посевов и установления над нею жесткого контроля со стороны государства.

Молотят что есть сил

Россия, по данным на 12 июля, намолотила почти 10,3 млн тонн зерна, что на 335,2 тыс. тонн больше, чем на аналогичную дату прошлого года. Согласно имеющимся в распоряжении ИНТЕРФАКСА данным Минсельхоза РФ, зерновые обмолочены с 3,07 млн га против 3,03 млн га в прошлом году. Урожайность составила 33,5 центнера с 1 га, что на 0,7 ц/га больше, чем за соответствующий период прошлого года. Хозяйства Южного округа к 12 июля собрали, как и в прошлом году, 6,4 млн тонн зерна, обмолотив посевы на 1,7 млн га. Урожайность составила 38,6 против 35,2 ц/га в прошлом году. На Северном Кавказе намолочено 3,5 млн тонн зерна против 3,4 млн тонн в прошлом году. Зерно убрано почти с 1,1 млн га (незначительное отставание от темпов прошлого года). Урожайность в округе составляет 32,7 против 30 ц/га на аналогичный период прошлого года. В Приволжском округе, серьезно пострадавшем от засухи, урожайность зерна составляет всего 8,6 против 11,7 ц/га в прошлом году. Здесь намолочено 247,9 тыс. тонн зерна против 61,4 тыс. тонн в прошлом году. Посевы собраны с 286,8 тыс. га против 52,6 тыс. га. Из-за засухи жатва в регионе началась раньше, чем в прошлом году. Ниже прошлогодней и урожайность зерна в Центральном округе -- 19,4 против 24 ц/га. По прогнозу Минсельхоза РФ, в этом году валовой сбор зерна составит 85 млн тонн против 97 млн тонн в 2009 году.

Андрей СУСАРОВ
//  читайте тему  //  Жаркое лето 2010