|
|
N°121, 13 июля 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Штраф божий
Организаторов выставки «Запретное искусство» признали виновными
В Таганском райсуде Москвы вчера был оглашен приговор по скандальному делу организаторов выставки «Запретное искусство-2006», обвинявшихся в разжигании ненависти либо вражды по религиозным признакам (ст. 282 УК РФ). Суд согласился с мнением обвинения, что на злополучной выставке были умышленно представлены отдельные художественные экспонаты -- картины и композиции, которые являли собой «циничное оскорбление религии», в результате чего верующие граждане «подверглись психотравматическому воздействию, перенесли нравственные страдания, их человеческое достоинство было унижено». В результате уже экс-директор Музея и общественного центра им. Сахарова Юрий Самодуров и бывший заведующий сектором новейших течений Государственной Третьяковской галереи Андрей Ерофеев были признаны виновными. Тюрьмы, правда, они избежали и согласно приговору будут наказаны лишь штрафом. Г-ну Самодурову надлежит выплатить 200 тыс. руб., г-ну Ерофееву -- 150 тысяч.
Такой исход дела хотя и вызвал бурю возмущения среди представителей культурного и юридического сообщества, но был вполне ожидаем и предсказуем. Весной 2005 года тот же Таганский райсуд уже выносил решение по аналогичному делу, обвиняемым по которому, кстати, проходил все тот же Юрий Самодуров. Тогда он получил судимость по той же ст. 282 УК РФ (наказали его также штрафом) за выставку «Осторожно, религия!», проводившуюся в начале 2003 года. На ней были представлены такие же «оскорбительные» для православных, как решил суд, экспонаты -- картины и композиции, в которых авторами были использованы изображения Бога и предметы культа.
То есть на вчерашний день уже имелся прецедент участия государства -- в лице правоохранительных и судебных органов -- как в извечном споре верующих и атеистов, так и в оценке художественных произведений на предмет их «моральной вредности». И никаких недомолвок в своем отношении к церкви представители судебной системы -- именно системы, а не только один Таганский райсуд, поскольку приговор по «Осторожно, религия!» был признан законным и Мосгорсудом -- не оставили в том же 2005 году. Тогда в приговоре было прямо указано, что «экспозиция носила богохульный характер», то есть «богохульство» было признано фактически юридическим термином и одним из признаков нарушения закона. В связи с этим изначально не было никаких оснований сомневаться, что г-н Самодуров получит и вторую «выставочную» судимость, став практически «богохульником-рецидивистом», хотя и живет, согласно Конституции, в светском государстве.
Но именно из-за своей предсказуемости, означающей переход от отдельного прецедента к системной работе, вчерашний приговор вызвал еще большую, чем в 2005 году, волну негодования и возмущения со стороны юристов, искусствоведов, представителей музейного сообщества и правозащитников. Причем у всех нашлись свои поводы для опасений «сползания государства в дремучие времена инквизиции».
Одни полагали, что решение Таганского райсуда означает фактическое введение цензуры со стороны религиозных деятелей и правоохранительных структур для людей искусства и вообще для свободы самовыражения. Другие отмечали юридическую парадоксальность решения суда, который среди прочего, например, установил, что экспозиция «Запретного искусства» оскорбляла чувства даже тех верующих, кто ее не видел. А все вместе сошлись во мнении, что абсурдна сама ситуация, когда Уголовный кодекс становится одним из критериев оценки художественных произведений, -- именно эту мысль высказал, в частности, министр культуры Александр Авдеев.
Примечательно, что даже религиозные деятели по-разному отнеслись к приговору Таганского райсуда. Так, в Московской патриархии в целом выразили удовлетворение. «Оскорбление религиозных и национальных чувств недопустимо, и важно, что суд вынес приговор, осуждающий подобного рода действия», -- заявил Интерфаксу ответственный секретарь патриаршего совета по культуре архимандрит Тихон (Шевкунов). В то же время, по его мнению, приговор оказался «мягким», а сумма штрафа, назначенная устроителям выставки, могла быть и больше. В свою очередь пресс-секретарь Совета муфтиев Гульнур Газиева заявила, что приговор организаторам выставки "Запретное искусство-2006" является важным прецедентом и еще на этапе разбирательства мусульмане высказывали мнение, что безнаказанным проведение такой выставки остаться не должно. Между тем главный раввин России Берл Лазар высказал иную точку зрения: "Бороться через судебную систему с художниками, что бы они ни нарисовали, -- это, скажем так, некоторое преувеличение. Здесь мы имеем дело с конфликтом морального порядка: думаю, что правильный путь борьбы с подобными проявлениями -- это путь морального осуждения, а не судебного преследования. И без того есть чем заниматься".
Выставка «Запретное искусство-2006» проходила в московском Музее и общественном центре имени Сахарова с 8 по 31 марта 2007 года. На ней были представлены произведения различных авторов в жанре современного искусства, не допущенные к показу московскими музеями и галереями в 2006 году. Уже имея на тот момент приговор за выставку «Осторожно, религия!», г-н Самодуров, дабы избежать нового обвинения в разжигании розни, устроил экспозицию так, чтобы случайные люди ее не увидели, а оценить работы могли лишь те, кто специально хотел их посмотреть. Все экспонаты были расположены за белыми фальшстенами и были доступны для фрагментарного разглядывания через небольшие отверстия в ней. В общей сложности «Запретное искусство-2006, по данным устроителей, посетило 1020 человек, а сама выставка прошла без эксцессов. Несмотря на это, служители церкви и верующие отреагировали на нее крайне жестко.
Представители Русской православной церкви (РПЦ) выразили возмущение ее содержанием, попросив общество дать выставке «адекватную правовую и моральную оценку», а православно-патриотическое движение «Народный собор» обратилось с жалобой на устроителей в прокуратуру. Уже на процессе выяснилось, что некоторые ее авторы из «оскорбленных» представителей православной общественности самой выставки не видели.
В июне 2007 года в отношении устроителей выставки было возбуждено уголовное дело. По мнению прокуратуры, материалы выставки содержали «унизительные и оскорбительные изображения по отношению к христианской религии и гражданам, исповедующим эту религию». Среди «криминальных» работ, в частности, фигурировали изображенные на фоне распятия и других религиозных символов изображения Микки-Мауса, Ленина, черной икры, а также нецензурные выражения. В мае 2007 года обоим фигурантам было предъявлено обвинение, а в июле 2008 года дело было направлено в Таганский райсуд. Сами подсудимые заявляли, что виновными себя не признают, а суть обвинения им непонятна. В ходе слушаний на стороне обвиняемых выступил ряд известных деятелей искусства, в то время как позиция гособвинения основывалась в основном на результатах экспертиз.
Оглашение приговора вчера началось при повышенных мерах безопасности, чтобы не допустить столкновений радикально настроенных верующих и сторонников обвиняемых. Желающих попасть в зал оказалось так много, что не всех пустили даже во двор суда. Перед началом заседания представители артгруппы «Война» провели акцию в знак солидарности с подсудимыми. Они умудрились пронести в здание коробки с 3 тыс. тараканов, которые со словами «Тараканий суд -- тараканы пришли на него!» немедленно были выпущены на волю. Впрочем, к началу заседания насекомые разбежались, и не видевшим этого зрелища журналистам оставалось лишь слушать рассказы судебных приставов и работников суда, собиравших тараканов с вениками. Несмотря на то что из зала заседаний были вынесены все скамейки, он все равно с трудом вмещал всех желающих. Некоторые слушали приговор из железной клетки, где обычно содержат обвиняемых, которые в данном случае не находились под стражей. Также в зале находились лидеры нескольких радикальных православных движений, которые периодически комментировали зачитываемый приговор, но в целом вели себя спокойно. Чтение приговора в условиях жуткой духоты и жары заняло у судьи Светланы Александровой более двух часов. Сама она при этом спасалась персональным вентилятором.
С первых слов приговора стало понятно, что гг. Самодуров и Ерофеев признаны виновными, после чего судья подробно изложила доводы обвинения и защиты, показания свидетелей и результаты экспертиз. Как установил суд, в результате проведения выставки верующие граждане «подверглись психотравматическому воздействию, перенесли нравственные страдания, их человеческое достоинство было унижено». По мнению суда, это коснулось даже тех православных верующих, кто лично экспозицию не видел, поскольку информация о ней распространялась в Интернете и через СМИ. «Выставка унижает достоинство христианской религии в целом и православия в частности», -- заявила г-жа Александрова.
Некоторые экспонаты скандальной выставки были охарактеризованы судом как «циничное оскорбление религии» и как демонстрирующие «наплевательское отношение к религиозным чувствам православных верующих». В частности, комментируя одну из картин, г-жа Александрова заявила, что «совмещение образов Христа и Микки-Мауса представляют собой циничные издевательства и оскорбления православных верующих». Также в приговоре было отмечено активное использование авторами работ ненормативной лексики.
В свою очередь многие представители православных движений, охотно раздававшие интервью около зала заседаний, самой кощунственной называли работу, где изображена бутылка из-под пепси-колы, под которой стояла надпись «сие есть кровь моя» (подобная работа, кстати, демонстрировалась и на выставке «Осторожно, религия!» в 2003 году).
По мнению суда, организаторы «Запретного искусства» совершили «возбуждение религиозной вражды» и действовали умышленно, осознавая, что выставка может вызвать негативную реакцию в обществе. «Утверждения подсудимых о том, что они не хотели своими действиями вызвать религиозную вражду, суд считает несостоятельными, -- отмечено в приговоре. -- Суд считает доказанным оскорбительный текст выставки для значительной группы граждан, а потому обращение ряда граждан в защиту Самодурова и Ерофеева не являются существенными. По мнению суда, экспертизы, предоставленные обвинением, являются научно обоснованными, тогда как высказывания многочисленных экспертов в защиту обвиняемых «являются частным мнением специалистов».
Вышедших из здания суда подсудимых сторонники встретили цветами и громогласными криками «Свобода!», в то время как стоявшие рядом верующие не менее громко скандировали «Позор!». Но в итоге приговором остались недовольны и осужденные, и верующие. Представители православных движений заявляли, что обвиняемые, по их мнению, должны были получить условные сроки, а сами обвиняемые и их адвокаты будут добиваться полного оправдания.
Как заявил г-н Самодуров, «государство и РПЦ сделали шаг в очень плохом направлении». По его мнению, теперь любой показ в учреждении культуры религиозной символики фактически запрещен и находится под угрозой уголовного наказания. «Демонстрация религиозной символики теперь приравнена к преступлениям против веры», -- отметил он. Г-н Самодуров пообещал непременно обжаловать вердикт и выразил мнение, что проведение подобных выставок неизбежно, поскольку во многих галереях, в том числе и в Третьяковской, хранятся многочисленные экспонаты с религиозной тематикой.
«Художник в России -- человек, который, как рыба, которая плавает в химическом растворе, -- заявил в свою очередь Андрей Ерофеев. -- Это решение закрывает возможность показывать искусство обществу. Искусство-то от этого не пострадает, пострадает общество». Г-н Ерофеев отметил, что теперь перед организацией выставок современные художники «будут проверяться в Патриархии, советоваться с реакционерами». Куратор «Запретного искусства-2006» заявил, что в ближайшее время намерен организовать выставку, посвященную карикатуре.
Сопредседатель движения «Народный собор» Олег Кассин, по заявлению которого возбудили уголовное дело в отношении Самодурова и Ерофеева, заявил о намерении вновь обратиться в правоохранительные органы с требованием привлечь организаторов выставки к уголовной ответственности за хулиганство. «Причина -- использование в ряде экспонатов выставки «Запретное искусство-2006» нецензурных надписей, -- пояснил он. -- Мы будем добиваться уничтожения этих экспонатов». По мнению г-на Кассина, приговор оказался очень мягким. Вместе с тем он подчеркнул, что активисты его движения не имеют претензий к художникам, написавшим эти картины: «Художник может написать что угодно и поставить это у себя дома, но когда это выставляется на всеобщее обозрение, то затрагивает чувства многих людей. Это вина организаторов».
«Приговор, если использовать его же формулировки, лично меня «подвергает психотравматическому воздействию» и доставляет мне «нравственные страдания», а кроме того, он «унижает достоинство» моей страны, -- заявил после заседания известный писатель Борис Акунин. -- Вердикт судьи Александровой наносит тяжкий удар по репутации России, низводя ее до уровня какого-нибудь мракобесного восточного государства, где на людей охотятся за карикатуры религиозного содержания».
Не скрывал своего недовольства приговором и глава движения «За права человека» Лев Пономарев: «Это позорное судилище. Государство выступило на стороне православного «Талибана». Не столь категорично, но так же скептически о произошедшем в Таганском суде высказался и уполномоченный по правам человека в РФ Владимир Лукин: "Я считаю, что в данном случае вопрос стоит о сочетании дурного вкуса и хорошего вкуса. Но вопросы о вкусах решаются в цивилизованном обществе где угодно, но только не в суде».
«Мы обязательно обжалуем это решение и уже сегодня успели написать краткую жалобу на приговор, -- заявила адвокат г-на Самодурова Анна Ставицкая. -- Суд в своем решении опирался в основном на результаты трех экспертиз -- лингвистической, психологический и искусствоведческой, причем последнюю проводила научный сотрудник Института всеобщей истории РАН Наталья Инеева, которая также проводила экспертизу и в рамках первого дела в отношении г-на Самодурова. Эту Инееву среди искусствоведов никто не знает, а на процессе 2005 года она вообще заявляла, что не любит современное искусство и последний раз была на каких-либо выставках в 1993 году. На мой взгляд, вся ее экспертиза проведена не столько с искусствоведческой, сколько с религиозной точки зрения. В то же время в качестве свидетелей мы привлеки много признанных специалистов в этой области, но суд не принял их мнение во внимание».
Адвокат также рассказала, что Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) вскоре должен рассмотреть ее жалобы на приговор г-ну Самодурову от 2005 года. «Жалоба была подана на основании нарушения статьи 10 Европейской конвенции о защите прав человека, согласно которой каждый имеет право свободно выражать свое мнение.
Анатолий КАРАВАЕВ, Виктор ПАУКОВ