Мелкие долги граждан будет копить государство, а крупные станет легче признать безнадежными
Депутаты Госдумы в конце минувшей недели приняли в первом чтении законопроект, который позволяет налоговикам и таможенникам отложить взыскание с граждан мелких долгов до тех пор, пока за счет пеней, штрафов и процентов их размер не достигнет 1,5 тыс. руб. Новый закон может привести к тому, что через несколько лет физические лица станут получать уведомления о взыскании с них 1,5 тыс. руб. по каждому копеечному долгу, оставшемуся за ними в прошлом. Одновременно во втором чтении одобрены поправки к Налоговому кодексу, которые расширяют перечень случаев, когда долги юридических лиц могут быть признаны безнадежными и списаны. Для этого будет не обязательно объявлять о ликвидации компании.
Законопроект с поправками к Налоговому и Гражданскому процессуальному кодексам, позволяющий налоговым органам отложить работу по взысканию с граждан мелких долгов, был внесен в Госдуму президентом России
(см. «Время новостей» от 9 июня). Рассказывая о проекте закона депутатам, представитель главы государства в Госдуме Гарри Минх подчеркнул, что главная задача поправок -- снизить нагрузку на суды общей юрисдикции, вынужденные рассматривать постоянно нарастающий вал исков о взыскании долгов по налогам и сборам с физических лиц. По его словам, число таких исков ежегодно увеличивается примерно на 1 млн -- с 1,9 млн в 2007-м до 4,2 млн дел в 2009 году. При этом существенную долю составляют дела о взыскании незначительных сумм недоимок и задолженностей, при погашении которых споров обычно не возникает.
Отказаться от взыскания даже копеечных долгов фискальные органы не в праве. Российское законодательство не дает им такой возможности. В результате в Федеральной службе судебных приставов скопились сотни тысяч исполнительных документов на суммы до 10 коп. При этом даже почтовое уведомление должника о числящейся за ним недоимке обходится казне на несколько порядков дороже. По некоторым оценкам, себестоимость взыскания долга через суд сейчас как раз примерно равна 1,5 тыс. рублей.
Но для должников принятие поправок не будет означать налоговую амнистию. Мелкие долги будут по-прежнему числиться за налогоплательщиками до тех пор, пока их размер за счет пеней, штрафов и процентов не достигнет 1,5 тыс. руб. После этого представители фискальных органов смогут в течение шести месяцев обратиться с иском в суд о взыскании всего размера долга. При этом сам факт наличия долга может быть использован, например, для ограничения возможностей граждан выезжать за границу. А комитет Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству в своем отзыве на законопроект обращает внимание, что «Гражданский процессуальный кодекс РФ не ограничивает ценой иска право заинтересованного лица, в том числе организации, на обращение в суд». То есть иск все-таки может быть подан и при сумме долга менее 1,5 тыс. рублей.
Профильный думский комитет по бюджету и налогам считает необходимым при втором чтении уточнить порядок вступления нового закона в силу по недоимкам, находящимся на разных стадиях взыскания. Например, по делам, поданным в суд, но не рассмотренным им, или по неисполненным требованиям, срок исполнения которых уже истек, но заявление в суд еще не подано.
В тот же день депутаты одобрили во втором чтении правительственный законопроект, также направленный на улучшение налогового администрирования. В частности, парламентарии решили расширить перечень случаев, по которым долги юридических лиц могут быть признаны безнадежными и списаны. Сейчас такой порядок определен постановлением правительства РФ. В соответствии с этим порядком, налоговые недоимки прощаются в случае ликвидации организации, признания индивидуального предпринимателя банкротом (в отношении задолженности, превышающей имущество должника), а также в случае смерти физического лица. Этот перечень предлагается внести непосредственно в Налоговый кодекс, а также несколько расширить его. Например, долг может быть списан, если суд принял решение, что налоговый орган не может взыскивать недоимки и задолженности в связи с истечением установленного срока взыскания.
Правда, одновременно депутаты по своей инициативе решили увеличить с одного до двух лет срок, в течение которого налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика. Безнадежными к взысканию признаются налоги, сборы, пени и штрафы, которые списаны со счетов ликвидированных банков, но не дошли до бюджета.
Регионы и муниципалитеты своими нормативными актами смогут устанавливать дополнительные основания признания безнадежными к взысканию долгов по налогам и сборам, право собирать которые предоставлено им.
Законопроект подробно регламентирует процедуры получения отсрочки по уплате налогов и сборов организациями, испытывающими временные финансовые трудности, а также порядок предоставления налогового кредита в случае проведения научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения. Предельный размер такого кредита увеличивается с 30 до 100% стоимости приобретаемого оборудования.
Проектом закона изменяются санкции за налоговые правонарушения. Так, вводится штраф в размере 200 руб. за нарушение правил представления налоговой декларации в электронном виде. Нарушение налогоплательщиком установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе обойдется ему вместо 5 тыс. руб. в 10 тыс. Штраф за ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе составит 10% от доходов, полученных в результате такой деятельности, но не менее 40 тыс. руб. Штраф за несвоевременное сообщение или за предоставление неточной информации налоговому органу увеличивается с 1 тыс. до 5 тыс. руб., а при повторном нарушении в течение года санкции поднимаются с 5 тыс. до 20 тыс. руб. Вдвое дороже обойдется банкам неисполнение решений налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика и непредставление выписок по этим операциям.